Два важнейших партнера России восстанавливают отношения

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
14 августа 2025, 11:34

Белый дом вновь наступает на старые грабли и создает очередную антиамериканскую ось. На сей раз речь идет о сближении, после недружественного шага США, Нью-Дели и Пекина.

eastasiaforum.org
Читайте Monocle.ru в

Индия и Китай, похоже, начали активно восстанавливать отношения, нарушенные кровопролитными военными столкновениями на границе в 2020 году. Сближение двух азиатских гигантов, естественно, противоречит интересам США, которые не один год ухаживали за Нью-Дели и пытались оторвать Индию от России и превратить его в противовес Китаю, с которым у нее давние территориальные споры.

Индийский премьер Нарендра Моди искусно маневрировал между США и Россией. Однако сейчас, не исключено, этому пришел конец. В большой мере виновата в этом сама Америка. У импульсивного президента США, похоже, лопнуло терпение и он сделал резкое движение: решил показать на примере Индии мощь США и пригрозил ввести в конце августа против нее 50-процентные пошлины за то, что она покупает нефть и оружие у России.

В свойственном ему стиле Дональд Трамп также назвал индийские тарифы на американские товары «мерзкими», а индийскую экономику, кстати, уже четвертую на планете, «мертвой». Что, естественно, никак не могло способствовать укреплению отношений между Нью-Дели и Вашингтоном.

В отношениях Индии и РФ все осталось как прежде если не лучше. А на другом важном  треке наметились изменения в лучшую сторону. 

Последние решения индийского лидера красноречиво говорят сами за себя. Моди восстановил воздушное сообщение между соседями, прерванное 5 лет назад в разгар коронавирусной пандемии, которая совпала с резким обострением отношений между Индией и Китаем из-за территориальных споров в Гималаях. В результате боев на китайско-индийской границе погибли 20 индийских солдат и неизвестное количество китайских военных.

Теперь полеты между Нью-Дели и Пекином возобновятся с 1 сентября.

Кроме этого, индийский премьер-министр после семилетнего перерыва планирует посетить Китай – в последний день лета он приедет на саммит ШОС, который будет проходить в Тяньцзине, и, не исключено, заедет 3 сентября в Пекин на Парад победы в ознаменование 80-летия победы над Японией. Правительство Моди в прошлом месяце начало выдавать визы туристам из Поднебесной, которые не могли посещать Индию в последние годы из-за напряженных отношений.

Удар в спину от крупнейшего торгового партнера Индии был не только неожиданный, но и несправедливый и незаслуженный, по мнению Нарендры Моди, который последние 7 месяцев расточал восточные похвалы в адрес 45/47 президента США и одним из первых среди иностранных лидеров поздравил его с возвращением в Белый дом. Сближение между Нью-Дели и Пекином началось сразу после охлаждения их между Нью-Дели и Вашингтоном.

По словам президента китайского аналитического центра «Центр Китая и глобализации» Генри Вана, отношения между Индией и Китаем сейчас развиваются по восходящей. Они являются лидерами Глобального юга и поэтому, уверен политолог, «должны разговаривать между собой» 

«Тарифная война Трампа с Индией заставила ее понять, что им необходимо сохранять хотя бы подобие стратегической автономии и стратегической независимости»,- приводит Bloomberg его слова.

Китай, против которого президент Трамп тоже развязал торговую войну, показывает, что готов к восстановлению отношений с Индией. В этом месяце Пекин, например, ослабил ограничения на поставки мочевины (карбамида) в Индию, крупнейшего импортера этого удобрения.

Китаю, похоже, недолго осталось быть вторым после США торговым партнером Индии. Если не произойдет чуда и Вашингтон 27 августа введет против индийских товаров тарифы в размере 50%, то Пекин быстро станет главным индийским торговым партнером.

В Adani Group, одной из крупнейших индийских компаний, изучают возможность сотрудничества с китайским автопроизводителем BYD Co., лидером на рынке электромобилей. В планах владельца Adani Гаутама Адани сборка на территории Индии с помощью китайского автогиганта батарей для электрокаров.

И в Нью-Дели, и в Пекине, конечно, понимают, что за неделю или месяц восстановить полное доверие, наверное, невозможно, но, судя по всему, они полны решимости воспользоваться появившейся благодарю Дональду Трампу возможностью и превратить начавшуюся недавно оттепель в полное восстановление добрососедских отношений.

Разногласий и проблем в отношениях между соседями накопилось много. Одним из самых свежих является позиция Пекина во время майского военного конфликта между Индией и Пакистаном, которому китайцы поставляли оружие и разведывательные данные. К слову, этот конфликт является также и одной из причин, заставивших президента Трампа пойти на конфронтацию с Индией.

Дело в том, что Нью-Дели опроверг утверждения американского президента, что это именно благодаря его посредническим усилиям конфликт удалось остановить. Премьер Моди, между прочим, открыто заявил Трампу об этом во время июньского разговора по телефону. Дональд Трамп после того разговора явно обиделся на индийского лидера. По крайней мере, в правительстве Индии считают, что позиция Белого дома в отношении Нью-Дели начала заметно ужесточаться сразу после той беседы.

Нарендра Моди на фоне испортившихся отношений с США укрепляет сейчас связи не только с Поднебесной, но и с другими партнерами по БРИКС: Россией и Бразилией. В августе Москва и Нью-Дели, например, договорились о расширении и углублении экономического сотрудничества.

В июле Нарендра Моди посетил Бразилию с рабочим визитом, главной целью которого было укрепление экономических и торговых связей с крупнейшей экономикой Латинской Америки. В начале августа Моди и президент Бразилии Лула да Силва переговорили по телефону.

Своими импульсивными действиями президент Трамп резко осложнил задачу внешнеполитического ведомства США. Благодаря трамповским тарифам у Нью-Дели и Пекина сейчас появилось много общего. Кстати, посол КНР в Индии Сюй Фэйхун предложил индийцам моральную поддержку в связи с «наездом» Трампа.

«Дай ему (Трампу) палец, он руку откусит», написал на прошлой неделе Сюй пост в соцсетях в ответ на заявление главы китайского МИД Ван И, назвавшего американские тарифы «орудием подчинения и притеснения других стран».