В каждой стране, наверняка, найдется не один очень большой долгострой. В Италии таким проектом считается строительство моста, который соединит материк с островом Сицилия. Говорят об этом несомненно очень важном для развития самого большого итальянского острова с 60-х годов прошлого века. Причем, не только говорят - несколько раз начиналось строительство, но вскоре стройка по разным причинам останавливалась. Сейчас в Риме утвердили новый проект моста между Сицилией и материком. Как надеются итальянцы, это будет последняя попытка, которая увенчается успехом.
Строительство Сицилийского моста обойдется итальянским налогоплательщикам, как пишет New York Times со ссылкой на свои источники, в 13,5 млрд евро (15,6 млрд долларов), что для Италии, конечно, очень много. При этом без особого риска ошибиться можно утверждать, что окончательная смета к окончанию строительства, намеченному на 2032-33 годы, существенно увеличится.
По словам министра транспорта и инфраструктуры Италии Маттео Сальвини, что строительство начнется после подготовительного этапа, который, в свою очередь, начнется уже в сентябре-октябре с выкупа правительством домов, находящихся в районе стройки, в городах Мессина (Сицилия) и Вилла Сан-Джованни (Калабрия), сейчас, кстати, связанных паромом. Это будет самый длинный на данный момент однопролетный подвесной мост в мире. По нему будут ходить поезда и автомашины.
«Я очень горжусь уже проделанной работой»,- заявил Маттео Сальвини на пресс-конференции в Риме.
Последняя попытка строительства моста между Сицилией и материком была предпринята почти полтора десятилетия назад. В 2011 году итальянские законодатели отвергли проект, сославшись на его чересчур высокую стоимость. Речь шла о 5,5 млрд долларах. Правда, следует оговориться, что тогда только что закончился финансовый кризис и лишних денег в бюджете не было. К тому же, у парламентариев возникли сильные сомнения в необходимости моста.
В 2023 году Джорджа Мелони, возглавив правительство, заявила, что Сицилийский мост должен считаться «фундаментальным инфраструктурным проектом», который может быть использован для переброски… войск и военной техники. Дело в том, что на юге полуострова и на Сицилии находятся важные в стратегическом отношении базы НАТО. Отсюда премьер сделала вывод, что мост представляет «очень большой национальный интерес» для Италии.
Сальвини подчеркнул, что министры обороны и экономики Италии должны решить, можно ли будет внести расходы на строительство Сицилийского моста в расходы на оборону, которые после июньского саммита НАТО подняты до 5% от ВВП. На эту отметку к 2035 году должны выйти все члены НАТО, включая, естественно, и Италию. Наверное, именно для таких случаев на саммите утвердили оговорку, что расходы на оборону будут складываться из 3,5%, которые пойдут на приобретение военной техники и армию, и 1,5%, которые пойдут на финансирование инфраструктурных проектов, имеющих, так сказать, двойное назначение. К таким, считают Мелони и Сальвини, можно отнести и мост между Мессиной и Виллой Сан-Джованни. Правда, Сальвини выразил надежду, что Сицилийский мост никогда не будет использоваться в военных целях.
В Риме уже определились с генеральным подрядчиком «стройки века». Строить почти 4-километровый мост будет крупная строительная компания Webuild. В заявлении компании подчеркивается, что мост станет «катализатором инвестиций в юг Италии» и что он приведет к созданию многих тысяч рабочих мест в регионе, где безработица вдвое превышает общенациональный уровень (13% и 6,5% соответственно).
Конечно, имеются у Сицилийского моста на Апеннинах не только сторонники, но и противники. Оппозиционные партии в основном делают акцент на уроне, который гигантская стройка и сам мост могут нанести окружающей среде. Поддерживают идею строительства моста, как ни странно, и далеко не все жители Мессины и Сан-Джованни. Их тревожат последствия не только для флоры и фауны, но и то, как мост повлияет на их образ жизни. Противники моста также обращают внимание на то, что местом строительства выбран сейсмически активный район. На Сицилии до сих пор часто вспоминают мощное землетрясение в 1908 году, когда погибла почти половина населения Мессины, а 90% зданий и сооружений превратились в развалины. Защитники окружающей среды и экологи уже, кстати, подали несколько судебных исков как в региональные, так и в общенациональные суды.
Еще одна «опасность», на которую обращают внимание противники моста, имеет чисто итальянский колорит. Речь идет о вполне обоснованных опасениях, что к строительству через подставные компании подключится итальянская организованная преступность, т.е. коза ностра, сицилийская мафия», и ндрангетта, мафия, активно действующая на юге Италии. Угроза вмешательства мафии настолько велика и реальна, что на этом вопросе остановился на пресс-конференции даже Маттео Сальвини. Он заявил, что полиция на местах уже активно готовится к попыткам оргпреступности подключиться к строительству и готова дать отпор.
Для Италии это не новая проблема, имеется большой опыт борьбы с такими попытками после проведения крупных международных выставок, включая Expo 2015 в Милане. К тому же, в Италии, правда, на севере пройдут в следующем году Зимние Олимпийские игры.
Очень образно выразил сомнения в правильности решения соединить Сицилию с материком при помощи моста лидер оппозиционного Альянса зеленых и левых и член итальянского парламента Анджело Бонелли. Он сравнил строительство Сицилийского моста со строительством собора в пустыне и назвал стройку «громадной ненужной тратой общественных денег» и «экономической и социальной катастрофой», потому что на нее пойдут средства из бюджетов здравоохранения, образования и других министерств, необходимые для развития юга.