– ТАСС или ваши штатные фоторепортеры участвуют в престижных международных фотовыставках? Есть особо памятные победы в 21-м веке?
Представители ТАСС многие годы были гостями, участниками и членами жюри на различных международных фотоконкурсах, в том числе и на фестивале фотожурналистики в Перпиньяне, фотобиеннале в Нанси и других. Сейчас там нас не ждут, поскольку мы являемся государственным агентством России. Но мы по этому поводу абсолютно не переживаем. Активно участвуем в других не менее интересных фотовыставках, организуем собственные экспозиции и конкурсы, активно расширяем сотрудничество с азиатскими, арабскими, африканскими и латиноамериканскими коллегами. В честь 100-летия Фотохроники мы планируем провести фотоконкурс среди информационных агентств ОАNА (Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана) - крупнейшего в мире регионального медийного объединения.
Ну и очень приятное для нас: не так давно наш Михаил Терещенко стал победителем самого престижного конкурса фотожурналистики в мире – World Press Photo, с серией репортажных снимков о протестах в Тбилиси. Он прервал долгий перерыв в победах наших авторов в этом конкурсе, но политическая конъюнктура не позволила ему насладиться в полной мере своей победой. Нашлось много недовольных тем, что в конкурсе победил представитель государственного российского агентства, да еще и со снимками из другой страны. Хотя снимки получились реально потрясающими. В жюри World Press Photo все-таки сидят профессионалы. Я считаю, отмена отменой, но настоящий талант все равно будет замечен, несмотря ни на что.
– И в советское время, и в современной России ТАСС развернул активную выставочную деятельность по всей стране. Работы фоторепортеров агентства, в частности, можно было увидеть в окнах штаб-квартиры ТАСС. Сохраняет ли такой формат сегодня свою актуальность? Или в цифровую эпоху уже нет нужды выставлять фотографии на витрине в городском пространстве?
– Почему же нет нужды выставлять фотографии? Как раз наоборот! Только сейчас это стало делать с одной стороны проще благодаря цифровым экранам, а с другой стороны – сложнее. Сложнее выбрать из тысяч фото, сложнее достучаться до спешащей аудитории, которая смотрит в экраны своих телефонов. Но мы верим, что человеку свойственно замедляться и воспринимать прекрасное. И тут мы рады показать ему лучшее по версии наших фотографов и редакторов. В сквере ТАСС перед зданием агентства на Тверском бульваре уже почти год 24/7 работают медиаэкраны, на которых мы показываем различный визуальный контент в круглосуточном режиме. Эта площадка стала современным информационно-культурным пространством столицы, где даже проходят образовательные онлайн-выставки.
Недавно мы всей страной отмечали 100-летие «Артека», так вот это наш давний партнер, с которым мы подняли весь фото- и видеоархив за годы существования центра и сделали несколько потрясающих проектов. Одним из них была как раз онлайн-выставка на медиаэкранах ТАСС, с торжественным открытием, с участием детского коллектива. Очень атмосферно получилось. Отметить юбилей компании с помощью ТАСС – это уже даже звучит масштабно!
- «Т» в названии ТАСС отсылает к технологии, которая сегодня мало актуальна. Между тем когда-то и телеграф, и факсимильная связь были мощным инструментом в руках журналистов. Расскажите, как агентство осваивает новые технологии, какую роль они играют в производстве новостей?
- Да, сейчас мы не расшифровываем аббревиатуру ТАСС. Но без технологий в современном мире никуда. Мы регулярно обновляем технику, с которой работают наши фотокорреспонденты. Это суперпрофессиональные камеры, которые могут всё в умелых руках фотографа. Недавно мы снова распробовали российские фотокамеры Зенит – отличное качество, могу вас уверить. Не будет рекламой, если поддержу отечественного производителя? Фотокорреспондент ТАСС по роутеру с камеры моментально передает свою съемку на выпуск, где бильд-редактор уже оперативно обрабатывает ее и выпускает на сайт. Между съемкой и выпуском проходит несколько минут. И клиенты тут же берут снимки для своих новостей. Этот формат работы принципиально отличается от работы многих других, когда фотограф в конце мероприятия сливает всю съемку и только потом ее обрабатывает и выпускает. Такой подход допустим для неоперативных новостей. Наши ребята ухитряются опережать коллег даже из кремлевского ПУЛа. Наша большая цель в ближайшее время – обновление платформы сайта медиабанка. Он у нас, конечно, уже устарел, и мы безусловно слышим наших клиентов в этом вопросе. Однако на отечественном рынке сейчас просто не существует готовых решений под наши нужды, поэтому пока у нас идет курс на in-house разработку, а это, как вы понимаете, небыстрый процесс.
– Как изменилась экономическая модель агентства с течением времени, насколько сложно было встроиться в рынок и адаптироваться к новой технологической реальности?
– Сама модель по сути и не изменилась. К нам всегда обращались за лицензиями на снимки для использования в редакционных или других целях. Изменилась скорее технология доставки изображения до пользователя. В советское время к нам приезжали физически, искали нужные снимки в альбомах, заказывали отпечатки. Сейчас же это все можно легко сделать онлайн, да еще и объемы контента в медиабанке ТАСС выросли в разы – свыше 65 млн на текущий момент. Есть некоторые моменты, которые мы постоянно улучшаем в клиентском пути, но тут нет предела совершенству. И очень здорово, что на отечественном рынке появляются новые фотобанки, это помогает развивать отрасль и добиваться лучшего продукта для клиента.
– В чем конкурентное преимущество медиабанка ТАСС сегодня?
– Это, безусловно, наличие огромного объема партнерского контента из России и со всего мира. Также мы предоставляем доступ клиентам в рамках одной платформы сразу к нескольким линейкам продуктов – это и фото, и видео, причем тут и актуальные новости, и архив, и сток, и даже сгенерированное ИИ. Кроме того, у нас есть инфографика, которая рассказывает просто о сложном.
Ну и не надо забывать, что помимо продажи лицензий на фотографии и видео, мы еще оказываем целый спектр услуг по работе с визуальным контентом. Это и фотохостинги крупных мероприятий, организация фотовыставок, заказные фотосъемки, выездные видеостудии, размещение спецпроектов на tass.ru, создание открытых медиабанков под проекты и много другого, что мало какая компания на рынке может реализовать в таких объемах и с таким качеством, как ТАСС.
– Кто главный потребитель визуальной информации ТАСС? Журналисты, клипмейкеры, производители полиграфической продукции, телевизионщики, блогеры?
– Наибольшая доля наших клиентов – это СМИ. Исторически так сложилось, что ТАСС как новостное агентство работает именно для них. Однако, за счет развития линейки продуктов и услуг, мы активно работаем как с корпоративными клиентами во всех отраслях экономики, так и с физическими лицами – со всеми, кого вы перечислили, и даже больше.
– Какой контент наиболее востребован? Актуальные снимки, архивные фото?
– Мы посчитали, что около 60% всех покупок – это контент, произведенный за последние два года. При этом только 20% контента покупается в день события, или на следующий день. Это новости. Тут разбивка может быть по категориям и, конечно, будет зависеть от повестки. Традиционно топовые категории по востребованности в медиабанке ТАСС – это политика, экономика и финансы, войны и конфликты, общество, искусство и культура, международные новости. Все остальные категории гораздо менее востребованы. Ежемесячно доля архивного контента в продажах составляет до 10%. Исключение, безусловно, празднование 9 Мая. Тут показатели ежегодно зашкаливают. Также мы видим большой интерес у клиентов к видеоконтенту, причем как к новостному, так и архивному и стоковому. В этой связи последний год мы очень активно наращиваем партнерскую сеть среди производителей качественного видео, как в России, так и за рубежом.
– Насколько агентство активно на международной арене? В каких странах, помимо России, тассовский фотоконтент наиболее востребован?
– ТАСС – это всемирно известный бренд. Наш собственный контент максимально востребован за рубежом, особенно в таких странах, как Китай, Германия и США. У нас очень тесные связи с крупнейшими зарубежными информагентствами. На текущий момент мы работаем с 25 партнерами, которые распространяют фото- и видеоконтент ТАСС в различных странах мира. Таким образом, несмотря на попытки ограничить наше вещание в недружественных странах, ТАСС сохраняет за собой позиции достоверного источника информации. Наши партнеры, в первую очередь, обращаются в ТАСС при поиске нужных снимков на актуальные или исторические темы.
В прошлом году мы активно делились с рынком своей аналитикой потребления визуального контента как в России, так и за рубежом. Так вот, зарубежная аудитория покупает больше всего российского контента, связанного с политикой. Следом идет все, что связано с войнами и конфликтами, экономикой и финансами, а также обществом примерно в равных долях. Но тут надо еще разбить потребление по странам. К примеру, клиенты из дружественного нам Китая с удовольствием берут так называемый лайфстайл контент о России, а вот западные страны делают ставки на происшествия. У каждого своя повестка.