Премьер-министр Индии Нарендра Моди, признают в Вашингтоне, пока не поддается давлению Белого дома и президента Трампа. Он ведет себя вызывающе и не отдает распоряжений прекратить покупать нефть у России. Правда, до вступления в силу вторичных тарифов на страны, покупающие российскую нефть, и санкций на Москву остается 4 дня, если, конечно, Трамп не отложит их ввод, как он уже неоднократно делал в последние 4 месяца. В Белом доме надеются, что воинственный тон индийского премьера исчезнет после 8 августа, но насколько оправданы их надежды покажет время.
Пока же, как пишет Bloomberg, ссылаясь на свои источники в Нью-Дели и индийском правительстве решение о прекращении закупок российской нефти индийскими государственными и частными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) не принято. В минувшие выходные Моди несколько раз публично заявлял о важности и необходимости защиты индийских национальных интересов, особенно, в такие, как сейчас, периоды волатильности и неопределенности.
«Глобальная экономика сейчас столкнулась со множеством проблем и развивается в обстановке нестабильности,- заявил 2 августа Нарендра Моди на митинге в штате Уттар-Прадеш.- Сейчас при совершении покупок для нас должен быть один критерий: мы должны покупать товары, сделанные потом индийцев».
Это заявление глава индийского правительства сделал на следующий день после официального объявления президентом Трампом тарифа в размере 25% на все индийские товары, ввозимые в США. Естественно, несмотря на угрозы Дональда Трампа для полуторамиллиардной страны столь высокие тарифы, делающие нормальную торговлю практически невозможной, стали шоком. Очевидно, что президент Трамп выбрал Индию в качестве главной мишени для усиления давления на Москву с целью как можно быстрее прекратить войну на Украине, избрав для этого не только вторичные тарифы в размере 100% за покупку российских энергоносителей и оружия, но и 25-процентные тарифы на индийские тарифы тогда, как в отношении остальных азиатских союзников, например, Японии и Южной Кореи, тарифы сейчас действуют в размере 15%.
На прошлой неделе Дональд Трамп неоднократно критиковал Нью-Дели, упрекая индийцев и индийское руководство не только в закупках российских нефти и вооружений, но и во вступлении в БРИКС и поддержке Москвы. Американский лидер дошел до того, что назвал российскую и индийскую экономики «мертвыми», что, как нетрудно догадаться, не способствовало росту в Нью-Дели проамериканских настроений.
Замглавы аппарата Белого дома Стивен Миллер расширил 3 августа список обвинений против Индии, добавив к закупкам российских энергоносителей и вооружений, ввод «массивных» тарифов на американские товары и многочисленные обманы индийскими гражданами миграционной службы США при въезде в Америку.
Президент Трамп в свойственной ему манере выдавать желаемое за действительность заявил на прошлой неделе, что якобы он где-то «слышал», что Индия прекращает закупки нефти у России, и назвал это «хорошим шагом». Однако американского президента опровергли американские СМИ (New York Times, Reuters, Bloomberg и другие), написавшие, что несмотря на угрозы Индия продолжит покупать российскую нефть. Напомним, что за последние три года Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, перевозимой по морю, и что доля российской нефти в нефтяном балансе Индии вплотную приблизилась к трети почти с 0 в 2022 году.
В Нью-Дели энергично защищают свои давние связи с Россией (ранее с Советским Союзом). Так, официальный представитель индийского МИД Рандхир Джайсвал подчеркнул 1 августа в самый разгар нападок Трампа и других высокопоставленных американских чиновников, что между Россией и Индией существуют «прочные отношения партнерства, проверенные временем».
«Наши двусторонние отношения с другими странами строятся на взаимовыгодной основе и их нельзя рассматривать с точки зрения третьих стран»,- подчеркнул Джайсвал.
На вопрос журналиста о перспективах развития отношений с США Рандхир Джайсвал выразил уверенность, что они и дальше будут развиваться по восходящей.
В Нью-Дели ожидают приезда в Индию во второй половине августа американской делегации для продолжения переговоров по заключению торгового соглашения между Индией и США. Однако Джайсвал уже сейчас фактически назвал невыполнимым одно из требований американской стороны – открыть рынки молочных продуктов и сельского хозяйства для американской продукции, сославшись на политические и религиозные проблемы.
Призывы Нарендры Моди наращивать внутреннее производство и покупать индийские товары полностью соответствуют его давней инициативе «Сделано в Индии». Но совпадение по времени с вводом американских тарифов, конечно же, не случайно. Оно свидетельствует о том, что премьер-министр Моди не намерен уступать давлению Вашингтона.
«Интересы наших фермеров и нашей промышленности, а также занятость нашей молодежи имеют для нас первостепенную важность»,- подчеркнул он на уже упоминавшемся митинге в Уттар-Прадеше.