– В следующем году фотослужба ТАСС отмечает столетний юбилей. Фотокорреспонденты агентства создали масштабную летопись жизни России и зарубежных стран с начала XX века. Миллионы этих архивных и современных кадров доступны в медиабанке ТАСС – крупнейшей в стране коллекции репортажных фотографий и видео. В чем вы видите ключевые ценности, которые определяют работу медиабанка сегодня?
– Пожалуй, главное – это достоверность, оперативность, профессионально выверенные кадры – по композиции и информативности. Безусловно, наши фотокорреспонденты в своей работе нацелены приоритетно на новостной фоторепортаж, но они же, в глубине души, – настоящие творцы! Передать через фотографию настоящие эмоции человека, когда у тебя иногда секунды на съемку – это талант. И именно такие талантливые фотокоры работают у нас, и именно такие живые снимки «выстреливают» по востребованности среди клиентов, а зачастую еще и становятся лауреатами престижных российских и международных фотоконкурсов. Или вот, Совершенно неожиданно для нас, в прошлом году снимок «Метеора» фотографа ТАСС Владимира Смирнова победил в голосовании за выбор символа для оборотной стороны купюры номиналом 1000 рублей.
– «ТАСС уполномочен заявить» – фраза, которая стала легендарной. Сохраняется ли сегодня этот принцип исключительности? Есть ли сейчас у агентства эксклюзивные права с госструктурами или крупными компаниями для получения уникальной хроники?
– Отличный фильм, захватывающий сюжет, яркое название. Каждое важное официальное сообщение по внешнеполитическим вопросам начиналось раньше именно с этой фразы. И все знали, что это будет «молния». Сейчас мы не употребляем эту фразу, но нацеленность на оперативность при передаче информации никуда не делась. Конечно, все ждут эксклюзивы. В части визуального контента нам все тяжелее конкурировать с UGC контентом в соцсетях в плане быть первыми на месте события, но мы, как и другие крупные фотоагентства, берем качеством контента и предоставления расширенных прав при использовании лицензии на наши материалы. Клиенты знают: если ТАСС у себя разместил контент, то ему можно доверять. Особенно информацию нашего агентства среди прочих источников ценят зарубежные клиенты.
У нас выстроена работа с пресс-службами госорганов и крупных компаний, которые предоставляют нам собственный контент для распространения. Продюсеры нашего центра планирования имеют широкую сеть контактов для согласования съемок в различных локациях, куда допускают очень небольшое количество представителей прессы по специальным договоренностям.
Особая тема – специальная военная операция. На всех новых территориях (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области) есть наши штатные фотографы – военкоры, которые оперативно выезжают на различные съемки и по линии Минобороны, так и по социальным темам. У них есть спецпропуска, специальная подготовка и необходимая экипировка для работы в очень непростых условиях. Мы четко соблюдаем требования военных структур по публикации контента в рамках СВО. А вот в палестинской Газе для нас снимают местные репортеры, стрингеры, которые присылают контент эксклюзивно для нас. Кроме того, у ТАСС большая сеть пишущих журналистов по всему миру, и в последние годы они активно снимают контент и присылают нам эксклюзивные фото и видео буквально со всего света 24/7.
– Есть ли в фотоархиве ТАСС ранее не публиковавшиеся снимки – нечто похожее на запасники музеев, где экспонаты ждут своей очереди для экспозиции? Все ли запасники открыты для желающих?
– Есть, но это снимки с неполной или отсутствующей информацией. Наши редакторы архива ведут кропотливую работу по уточнению события, изображенных персон, автора, даты съемки. Как только набирается достаточно информации, то снимок сразу выпускается на сайт медиабанка и попадает в раздел «Новые поступления архива». И тогда любой желающий в России или за рубежом уже может найти этот снимок и приобрести лицензию на использование. Например, не так давно коллеги выпустили серию снимков с Мариной Влади, а также жанровые снимки с Алексеем Архиповичем Леоновым.
– Как часто фотохудожники, репортеры передают в ТАСС свои личные архивы?
– Здесь у нас выстроено несколько цепочек процессов.
В первую очередь мы работаем над возвращением архивов тассовских авторов. Всегда бережно относимся к взаимоотношениям с наследниками ветеранов Фотохроники ТАСС. Зачастую они сами к нам приходят и просят забрать многочисленные коробки с негативами, потому что не представляют, как им это все разобрать и что с этим потом делать. А у нас есть четко выстроенная методика работы с такими архивами. Если автор или наследник передает в ТАСС снимки безвозмездно или по исключительной лицензии, то мы осуществляем полный цикл разбора архива. Профессиональные редакторы отбирают негативы, оценивая их художественную и историческую ценность, затем проходит этап сканирования в высоком разрешении, ретуши при необходимости и далее описания снимка и выпуска в медиабанк ТАСС.
Кто-то из авторов предпочитает работать с нами на условиях роялти по неисключительной лицензии. Тогда мы предоставляем ему доступ для самостоятельной загрузки уже описанных по нашим требованиям фотографий, наш редактор только проверяет и, если все нормально, то выпускает на сайт. С каждой продажи лицензии такой автор получает процент по итогам месяца. При окончании договора с таким автором ТАСС удаляет весь его архив из своей системы.
– Может ли любой гражданин, не профессионал, предложить свои работы для медиабанка ТАСС? На каких условиях? Если практикуете договор, то агентство всегда оставляет себе абсолютные права на использование авторской продукции?
– Да, любой гражданин может работать с нами по договору роялти на предоставление неисключительной лицензии. В настоящее время по такой схеме с нами работают почти 200 авторов – кто-то из них загружает исключительно актуальный новостной репортаж, но большая часть – неоперативные новости, архив, сток и даже ИИ-контент. Всю ответственность за изображения перед клиентом несет автор. По сути, медиабанк ТАСС работает тут по модели маркетплейса, предоставляя своим клиентам огромный выбор собственного и партнерского контента. Единственное, перед заключением договора роялти мы обязательно оцениваем портфолио автора на качество. Мы не можем рисковать своим имиджем и загружать в медиабанк некачественные изображения.
– Раньше у ТАСС была собственная зарубежная сеть, включая мастеров фотохроники. В какой мере удалось сохранить ее? Или сейчас это не актуально и экономичнее купить хронику у иностранных коллег/агентств? Пополняется ли архив ТАСС фотохроникой зарубежного происхождения или она приобретается для разовой публикации? Есть ли долгосрочные договоры на этот счет с крупнейшими мировыми новостными агентствами?
– Сейчас держать штат собственных фотографов за рубежом экономически не выгодно. Во-первых, как я уже говорил, у ТАСС есть пишущие журналисты в большом количестве стран мира, которые при необходимости обязательно снимут для медиабанка эксклюзивные кадры. Во-вторых, нам проще командировать сотрудника на крупные международные мероприятия – это даже своего рода мотивация для фотографа увидеть, как работают зарубежные профессионалы. А в-третьих, у нас развита партнерская сеть с крупнейшими мировыми фотоагентствами на условиях роялти, которые ежедневно загружают к нам около 18 тыс. фото и видео со всех уголков планеты. С нами уже многие годы работают Associated Press, EPA, Zuma Press, а также еще несколько национальных агентств, и список партнеров пополняется ежегодно. Кто-то прекратил сотрудничество в 2022 году, но те, кто не ушел, остался в выигрыше. Ведь аудитория в России хочет знать не только о событиях в нашей стране, но и о том, что происходит за рубежом в политике, экономике, культуре и других сферах. И все это мы регулярно размещаем на нашем сайте с возможностью приобретения лицензий на использование.
Скоро будет опубликована следующая часть интервью.