Немцам теперь, наверное, будет не так обидно слышать, когда Германию будут называть «больным человеком Европы». В отношении «здоровья» экономики к ним стремительно приближается вторая экономика континента. Настолько быстро, что Францию уже можно с полным основанием называть еще одним «больным человеком Европы». Особенно, после очередной смены премьер-министра и понижения ее кредитного рейтинга авторитетным рейтинговым агентством Fitch Ratings. Fitch объяснил решение «опустить» Францию с «АА-» до «А+» огромным и быстро растущим госдолгом, а также политической нестабильностью. При этом в рейтинговом агентстве подчеркнули, что в связи с приближением президентских выборов, которые должны состояться в 2027 году, возможности для фискальной консолидации Пятой республики ограничены. В Fitch полагают, что дефицит Франции в 2026-27 годах не опустится ниже 5% от ВВП, а экономика прибавит в этом году 0,6%; в 26-м – 0,9% и в 27-м – 1,2%.
Сейчас в том, что Франция «больна», мало кто сомневается даже в самой Франции. Достаточно сказать, что доходность по 10-летним гособлигациям в Пятой республике одна из самых высоких в еврозоне и находится на уровне таких стран, как Литва, Словакия и Италия.
«Растущая задолженность Франции сдерживает способность «властей» отвечать на новые потрясения без дальнейшего ослабления и ухудшения публичных финансов»,- говорится в заявлении Fitch.
Fitch «опустил» Францию до уровня Бельгии и на одну ступеньку ниже Великобритании в конце прошлой недели, начавшейся, напомним, с падения правительства Франсуа Байру и замены его в среду на Себастьяна Лекорню. Назначенный президентом Макроном новый премьер, как нетрудно догадаться, его сторонник. Он создает сейчас новый кабинет и одновременно ведет переговоры с оппозицией по бюджету, «ахиллесовой» пятой нескольких последних французских премьеров, которая привела к падению не только Байру, но и его предшественника Мишеля Барнье, не продержавшегося на своем посту и 100 дней. Лекорню заявил, что будет вести переговоры по-новому. Напомним, Франсуа Байру добровольно пошел на голосование о доверии правительству после того, как Национальная ассамблея, нижняя палата французского парламента, отказалась утверждать его проект бюджета. Бюджет Байру был бюджетом жесткой экономии и позволил бы сократить дефицит бюджета с 5,4%, прогнозируемых на этот год, до 4,6% в 2026 году. Говоря о смене стратегии переговоров, Лекорню, очевидно, имел в виду, что его экономия и снижение расходов, которых, конечно, не избежать, будут не такими жесткими, как у его предшественников.
Что касается политической нестабильности во Франции, которую в Fitch назвали одной из главных причин снижения кредитного рейтинга, то сейчас Эмманюэль Макрон изо всех сил пытается избежать очередных внеочередных парламентских выборов, на которых несмотря на назначение нового главы правительства настаивает оппозиция. Кстати, наиболее правые и левые партии в Национальной ассамблее требуют, чтобы в отставку ушел и сам Макрон, который, однако, по крайней мере, пока твердо намерен доработать свой второй президентский срок до конца.
В Fitch подчеркивают, что поражение Франсуа Байру и его кабинета в голосовании о доверии «показывает нарастающую фрагментацию и поляризацию внутренней политики (Франции)» и что после внеочередных выборов летом 2024 года в стране фактически действовали три правительства по числу групп в парламенте. Такая раздробленность не позволяет властям эффективно восстанавливать не только политическую, но и финансовую стабильность и резко снижает вероятность того, что дефицит бюджета удастся снизить до требуемых правилами Евросоюза 3% к 2029 году, как обещал в свое время Байру. Естественно, приближение президентских выборов будет не способствовать, а только мешать снижению дефицита.
Обычно, власти страны, которой понижают кредитный рейтинг, доказывают, что у них с экономикой и финансами все в порядке и что решение о снижении рейтинга ошибочное. Однако временно исполняющий сейчас обязанности министра экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Франции Эрик Ломбард признал снижение рейтинга агентством Fitch справедливым.