Германии не по силам стать драйвером роста экономики Европы

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
22 сентября 2025, 18:15

Немецкий локомотив благодаря многочисленным ошибкам политиков лишился всех паров и сейчас скромно стоит на запасном пути.

traveldigg.com
Читайте Monocle.ru в

Планы на огромные инвестиции в инфраструктуру и оборону и большие фискальные перемены, вынашиваемые новым правительством Германии, породили в Европе надежды на то, что эта страна вновь придаст экономике еврозоны такой нужный сейчас толчок. Однако после 4 месяцев пребывания у власти кабинета канцлера Фридриха Мерца все больше экономистов, ранее надеявшихся на восстановление немецкой экономики и на то, что оно потянет за собой всю зону единой европейской валюты, сомневаются, что надежды на Берлин оправдаются.

В прошлом и позапрошлом годах, напоминает CNBC, в экономике Германии фиксировался спад. 2025-й год она тоже начала ни шатко ни валко: в первом квартале, правда, ВВП вырос на 0,3%, но во втором снизился на те же 0,3%. Экономика еврозоны тоже переживает сейчас далеко не самые лучшие времена. В январе-марте она выросла на 0,6%, но в апреле-июне рост фактически исчез и составил всего лишь 0,1%.

По словам члена Совета управляющих Европейского центробанка (ЕЦБ) Мартинса Казакса, возглавляющего также главный банк Латвии, многие возлагали на Германию в начале года большие надежды. Однако сейчас с каждым днем становится все очевиднее, что они вполне могут и не оправдаться.

Кредитов правительство Мерца после отмены «долгового тормоза», не разрешавшего властям превышать определенный лимит долга, взяло достаточно много, но вот с расходованием денег, не говоря уже об умном расходовании, возникли, похоже, проблемы. Главный экономист банка Berenberg Хольгер Шмидинг объяснил их в интервью CNBC следующим парадоксальным образом: «В Германии трудно быстро тратить деньги».

Несмотря на то, что в целом правительство Мерца пока следует плану и не преподнесло особых сюрпризов, быстро инвестировать десятки и сотни миллиардов в инфраструктуру и экономику не получается. И что самое главное, подчеркивает Хольгер Шмидинг, пока не видно и особых результатов.

Между тем, старший экономист по Европе в Capital Economics Франциска Пальмас предупреждает, что в предстоящие годы дефицит бюджета ФРГ из-за триллионных инвестиций правящей коалиции Мерца резко вырастет и что это вполне может иметь непредсказуемые последствия. «Непредсказуемые», потому что при Ангеле Меркель и отчасти при Олафе Шольце Германия славилась жестко финансовой дисциплиной и практически не имела дефицита бюджета.

«Похоже, мало кто обратил внимание на то, что, кроме увеличения расходов на оборону и инфраструктуру,- объясняет она,- они (правительство) также тратили деньги на другие цели».

Пальмас имеет в виду, к примеру, финансирование снижения налога на электроэнергию для бизнеса, высоких расходов на пенсии, здравоохранение, социальных выплат и так далее. Деньги на налоговые изменения, объясняет она, рано или поздно пойдут на пользу экономике в отличие от дополнительных расходов на здравоохранение, скажем, и пенсии. Она считает, что рост экономики начнется в 2026 году, но он тоже будет не таким сильным, как надеялись в начале года многие экономисты.

Согласны с экспертами в отношении прогнозов по росту экономики Германии и большинство немецких экономических институтов, которые недавно снизили свои прогнозы по росту. Сейчас они ждут роста немецкой экономики в следующем году лишь совсем немного выше 1%. ЕЦБ, кстати, прогнозирует и рост экономики еврозоны в 2026 году тоже на уровне 1%.

По расчетам Хольгера Шмидинга, фискальные вливания увеличат рост немецкой экономики приблизительно на 0,3%, что, в свою очередь, даст экономике еврозоны дополнительные 0,1% роста. Франциска Пальмас ожидает, что помощь Германии будет вдвое существеннее: она прибавит росту экономики зоны евро 0,2%.

Конечно, не одной Германией будет прирастать в следующем году экономика еврозоны. Должны, по крайней мере, теоретически помочь и снижение ставки центробанком, и куда более сильный, чем у Германии, рост экономики Испании, которой помогли мигранты, и рост занятости.

«С другой стороны, американские тарифы, вероятно, несколько ее (экономику еврозоны) притормозят,- считает Франциска Пальмас.- Мы полагаем, что они снизят ВВП на 0,2%. Конечно, негативно скажется на экономике зоны евро и жесткая экономия во Франции».