Отныне, постановило Министерство торговли КНР, для экспорта магнитов, содержащих даже самые ничтожные количества (вплоть до десятой доли процента) редкоземельных металлов (РЗМ), добытых в Поднебесной, потребуется специальное разрешение китайских властей. Это правило будет распространяться и на все магниты, произведенных с применением китайских технологий добычи, производства и очистки, оборудования и т.д., разъясняет Reuters. Здесь сразу возникает сильное ощущение дежавю. Так оно и есть: как бы ни критиковали Пекин в Вашингтоне за препятствия, чинимые свободной торговле, новые ограничения являются довольно близкой версией американского правила прямого иностранного производства (FDPR), расширяющего контроль США над иностранными товарами, созданными при помощи американских технологий или программного обеспечения, которые подпадают под действие жестких законов о национальной безопасности. Вашингтон разработал это правило, в первую очередь, для запрета поставок Китаю чипов третьими странами.
Реакция Вашингтона последовала немедленно: по словам высокопоставленного чиновника, США сейчас тщательно оценивают последствия новых китайских правил относительно РЗМ. Трамп на прямой вопрос журналистов вчера заявил, что слышал о новых ограничениях, но пока не обладает достаточной информацией для того, чтобы делать какие-то выводы.
«Если эти ограничения будут введены и США не отреагируют на них с необходимой жесткостью,- объясняет эксперт по цепочкам поставок полупроводников из Американского института глобальных конфликтов и сотрудничества (IGCC) при Калифорнийском университете Джимми Гудрич,- то Пекин может получить полный контроль над цепочками поставок самых современных полупроводников».
Гудрич считает, что ни одна иностранная компания, производящая чипы, не рискнет нарушать новые ограничения. Здесь, правда, у экспертов возникает вопрос, насколько эффективно их будут вводить китайские власти. К тому же, подчеркивают они, это довольно рискованный шаг со стороны Пекина, потому что США наверняка на него жестко ответят: например, потребуют у иностранных компаний брать разрешение на экспорт в Китай любых полупроводников, сделанных с использованием американских технологий.
«Это,- уверен бывший аналитик Госдепа Крис Макгуайр,- поставит всю китайскую технологическую промышленность в крайне рискованное положение, учитывая ее огромную зависимость от чипов, сделанных на американском оборудовании».
Первые ограничения на экспорт редкоземов Пекин ввел в апреле этого года в ответ на тарифы, введенные трамповской администрацией на китайский импорт. Удар оказался сильным, потому что Китай контролирует ок. 70% добычи редкоземов, 90% их обработки и очистки и 93% производства магнитов. Вашингтону пришлось садиться за стол переговоров с Пекином, результатом которых стало торговое перемирие между двумя крупнейшими экономиками планеты.
Reuters обращает внимание на далеко не случайное, по мнению американских аналитиков, совпадение по времени ввода в действие новых ограничений со встречей Трампа и Си в Южной Корее в этом месяце. В Пекине явно готовятся к переговорам с американским лидером с позиции силы.
В китайском Минторге новые ограничения объясняют заботой о национальной безопасности и интересах КНР, а также желанием препятствовать использованию китайских РЗМ в военных и прочих «неудобных» сферах. И вновь ощущение дежавю: этими же причинами обычно объясняет свои ограничительные меры в отношении Китая в Вашингтоне.