В Берлине пришли к выводу, что возрождению экономики Германии мешают ее… граждане. Вернее, не сами немцы, если быть точным, а социальные услуги и гарантии, которые предоставляет им государство. Расходы на них, т.е. на граждан ФРГ, выросли в прошлом году до 1,3 трлн евро и составили почти треть ВВП Германии – 31,2%. Эта самая высокая доля как минимум за последние 60 лет, включая даже годы коронавирусной пандемии (2020-21).
ФРГ находится на втором месте в Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по размеру налогов на рабочую силу. Ожидается, что взносы на социальное обеспечение, которые делят между собой компании и работники, достигнут к 2050 году почти 53% всех доходов немцев. В 2022 году они составляли около 40%. Не удивительно, что многие экономисты считают, что повышение социальных взносов и расходов совсем скоро станет «чистым ядом для немецкой экономики».
Население Германии быстро стареет. Это означает повышение расходов на пенсии, здравоохранение и прочие социальные выплаты. Недалек тот день, когда «социалка» станет неподъемной ношей. К тому же, такая ситуация демотивирует немецкий бизнес от расширения и роста. Особенно это бросается в глаза сейчас, после двух лет спада экономики.
«Когда возникает вопрос, куда инвестировать деньги, Германия находится далеко не на самом первом месте,- цитирует Bloomberg Андреаса Пейшла из института Ifo.- Считается, что без реформ, придется повышать налоги. Но прежде чем делать это, необходимо очень хорошо все продумать».
В этом году ФРГ заняла лишь 19-е место в рейтинге конкурентоспособности, составленном бизнес-школой IMD в Лозанне. Авторы рейтинга тоже обратили внимание на очень высокие социальные расходы в Германии. Естественно, инвесторы не будут торопиться вкладывать деньги в такую экономику.
Власти Германии, действительно, немало делают для немцев. Хотя правильнее сказать «делали», потому что правящая коалиция Фридриха Мерца собирается реформировать государство всеобщего благоденствия, мешающее ему выполнять предвыборные обещания по восстановлению экономики Германии. Избавившись от «долгового тормоза» и взяв курс на мощное перевооружение бундесвера, канцлер Мерц со своими помощниками сейчас пытается решить, что делать с постоянно растущими социальными расходами государства. Причем, согласия по этому вопросу в правящей коалиции нет, потому что социал-демократы, как нетрудно догадаться, выступают против их сокращения, планируемого христианскими демократами Мерца.
Когда велись переговоры по созданию коалиционного правительства, консерваторы Мерца и социал-демократы Ларса Клингбайля, возглавившего в кабинете министерство финансов и ставшего вице-канцлером, договорились о необходимости повысить эффективность социального государства, но при этом сохранить на нынешнем уровне социальную защиту населения. Фридрих Мерц сейчас, наверное, жалеет, что пошел на эту уступку, потому что, как он публично заявил в августе, «при существующей сейчас ситуации в экономике сохранить государство благоденствия в его нынешнем виде невозможно по финансовым соображениям». К слову, министр труда ФРГ социал-демократка Бербель Бас с канцлером не согласилась и не очень дипломатично назвала его слова «полнейшей чушью».
Не удивительно, что при таком противодействии социал-демократов на данный момент, если говорить о жесткой экономии и снижении расходов, министры федерального правительства согласовали лишь снижение пособия по безработице, но лишь для тех его получателей, которые не будут регулярно посещать центры занятости.
Экономический советник Клингбайля Йенс Судекум заявил недавно, что планируемая правительством «осень реформ» не должна состоять только из снижения расходов на «социалку».
«Социальные расходы в Германии давно растут быстрее, чем экономика,- считает член совета экономических экспертов при канцлере Вероника Гримм.- Мы привыкли финансировать это (превышение) при помощи наших дивидендов мира (сокращения расходов на оборону). Эта система больше не работает. Сейчас мы финансируем это превышение за счет госдолга, но это не может продолжаться долго».