Новый подход к фасадам провентилирует рынок

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
2 октября 2025, 15:22

Корпорация «Технониколь», один из крупнейших производителей строительных материалов и систем (70 предприятий), заключила сделку по приобретению компании ТД «ЛТМ», занимающейся выпуском фиброцементных плит для вентилируемых фасадов.

Читайте Monocle.ru в

Речь идет о двух заводах - в Обнинске Калужской области и Рузе Московской области - общей мощностью 1 млн кв. м плит в год (4% рынка). Сумма сделки не раскрывается, но, по оценкам, она могла составить до 3,5 млрд рублей. Покупатель заявил о своих планах модернизировать и увеличить мощности на 50% и расширить рынки сбыта продукции, в том числе за счет экспорта.

Причина продажи бизнеса ТД «ЛТМ» неизвестна, но по финансовым показателям компании можно заключить, что компания не испытывала коммерческих проблем. Основанная в 2011 году, она с 2020 года росла в основном двузначными темпами, и в 2024 году ее выручка достигла 1,3 млрд руб., а чистая прибыль превысила 500 млн руб. Таким образом, в сумму сделки, если ее оценка верна, включен прогноз будущих доходов. С этим прогнозом согласуется и динамика рынка фасадных систем, где, начиная с 2021 года, отмечено постепенное снижение спроса на штукатурные фасады и рост продаж навесных вентилируемых фасадов примерно на 5% в год. Особенно выделяются в этом отношении рынки Москвы, Санкт-Петербурга и крупных курортных городов, таких как Сочи, где вентилируемые фасады активно внедряются даже в элитную стройку.

Что касается покупателя, то для «Технониколи» главный мотив сделки - это диверсификация продукта на фоне общего снижения производства стройматериалов: в 2024 году был зафиксирован спад на 2%, и в 2025 году ожидается сохранение этого тренда. Выход в новый сегмент рынка для компании тем более оправдан, что она уже выпускает по отдельности некоторые компоненты вентилируемых фасадов: разные виды теплоизоляции, ветрозащитные мембраны, крепежные системы. Следующий шаг - выпуск декоративных покрытий - позволит ей освоить полный цикл производства навесных фасадов, чтобы предлагать клиентам комплексные решения. Заметим, что комплексный подход к продажам  - это фирменный стиль «Технониколи». Помимо отгрузки по всей России, компания начнет поставлять продукцию в Белоруссию и Казахстан.