Спотовая цена тройской унции золота в среду впервые превысила 4 тыс. долларов. В последние дни свежих дров в его продолжительное ралли подбросили опасения относительно экономики США и временная приостановка (шатдаун) работы американского правительства. Унция драгоценного металла, стоившая два года назад менее 2000 долларов, поднялась 8 октября еще на 0,4% и достигла 4001,11 долларов. Среди причин новой золотой «лихорадки», позволившей ценам на золото только в этом году вырасти более чем на 50%, эксперты называют неопределенности в глобальной торговле, вызванные тарифной политикой вернувшегося в Белый дом Дональда Трампа; опасения за независимость Федрезерва и стабильность финансовой системы Соединенных Штатов и, конечно же, геополитическую напряженность, заставляющую как инвесторов, так и центробанки искать убежище в защитных активах, главным из которых много веков остается золото. Толчок золотому ралли придало и первое в этом году недавнее снижение ключевой ставки американским центробанком. Инвесторы ответили на него бурным притоком средств в биржевые фонды (ETF), обеспеченные благородным металлом. В сентябре по этому показателю был зафиксирован более чем трехлетний максимум.
«Превышение золотом отметки в 4000 долларов за унцию объясняется не только страхами, но и желанием перераспределить средства,- объясняет «поведение» золота и отношение к нему со стороны инвесторов и рынков стратег Saxo Capital Markets Pte. Чару Чанана.- С экономическими данными, находящимися сейчас на паузе, и с новыми снижениями ставки на горизонте снижается и реальная доходность (инвестиций и процентной ставки). Что же касается акций, связанных с искусственным интеллектом, то в отношении «интеллектуального» рынка уже начинают возникать опасения надувания пузыря. Основу для золотого ралли заложили центральные банки, сейчас же эстафету подхватили ритейлеры и биржевые фонды».
По рывкам цен на золото можно следить за стрессами в экономике и геополитике. Можно напомнить, к примеру, что первую тысячу цена унции золота разменяла после финансового кризиса в конце нулевых, вторую – после коронавирусной пандемии, а третью – в марте 2025 года, когда стали известны планы президента Трампа в отношении тарифов.
Нынешнее золотое ралли имеет все шансы показать лучший результат по итогам года с 70-х годов прошлого века, десятилетия, когда высокая инфляция и отказ от золотого стандарта спровоцировали 15-кратный рост цен на благородный металл. Тогда, кстати, точно так же, как сейчас, президент Никсон требовал от ФРС, которой руководил Артур Бернс, снижать ставку.
«Причина, по которой инвесторы покупают и будут покупать золото, в том, что оно обладает свойствами диверсификации,- объясняет советник по инвестиционной стратегии GSFM Стивен Миллер.- Эти соображения присутствуют на ранней стадии. Золото считается частью стратегии осмотрительных инвестиций».
Миллер, кстати, ожидает, что к лету следующего года унция драгоценного металла достигнет 4,5 тыс. долларов.
Любопытная метаморфоза произошла в последнее время с центробанками, главным драйвером нынешнего золотого ралли, которые после глобального финансового кризиса превратились из чистых продавцов в чистых покупателей. Темпы закупок ими золота удвоились за последние три года, после того, как США с союзниками заморозили российские валютные активы. Именно эта акция Вашингтона и Брюсселя и заставила центробанки задуматься о диверсификации средств.