Лидеры Южной Африки (ЮАР), Индии и Бразилии: Сирил Рамафоса, Нарендра Моди и Луис Инасиу Лула да Силва соответственно встретились на прошлой неделе в Йоханнесбурге, где проходил саммит G20, и договорились расширять и углублять сотрудничество в рамках трехстороннего диалога ИБЮА (Индия, Бразилия и Южная Африка), созданного летом 2003 года в Бразилии министрами иностранных дел трех крупных экономик так называемого глобального Юга. Руководители Большой тройки не встречались в рамках диалога ИБЮА более 10 лет, хотя главы их внешнеполитических ведомств общались регулярно. Президенты Рамафоса и Лула да Силва и премьер-министр Моди решили возродить немного подзабытый диалог именно сейчас, конечно, не случайно. Их встрече в кулуарах 20-го саммита G20 невольно поспособствовал Дональд Трамп. Дело в том, что после его возвращения в начале 2025 года в Белый дом Индия и Бразилия оказались в числе стран, за исключением Китая, конечно, подвергшихся наибольшему давлению президента Трампа. Что касается ЮАР, то отношение Трампа к Претории изменилось недавно, осенью, по причине, как утверждает сам американский лидер, притеснений белого меньшинства на юге Черного континента черным большинством. Сирил Рамафоса в отличие от подавляющего большинства лидеров других стран, которым президент Трамп объявил тарифные войны, оказался не робкого десятка, что, как нетрудно догадаться, еще больше разозлило Трампа. Дело дошло до отказа США принимать делегацию ЮАР. После того, как саммит G20 в отсутствие американской делегации несмотря на все требования Вашингтона все же принял итоговую декларацию, к тому же, явно не устраивавшую Белый дом, президент Трамп заявил, что не пригласит Рамафосу и ЮАР на следующий саммит Большой двадцатки, который пройдет в 2026 году в Майами.
«Наша группа подтверждает, что разнообразие это не ошибочная стратегия, а источник силы,- цитирует Bloomberg президента Рамафосу, открывшего встречу на правах хозяина.- Мы должны позиционировать себя как архитекторов наиболее представительной и ответственной мультилатеральной системы».
Еще одной причиной, заставившей лидеров ИБЮА возродить трехсторонний диалог, кстати, по предложению Претории, по мнению Bloomberg, вполне может быть отсутствие в Йоханнесбурге и Си Цзиньпина, который пропустил за 13 лет руководства Поднебесной всего лишь второй саммит G20. Обычно на таких саммитах Си встречался с Моди, Лулой да Силва и Рамафосой. Напомним, что все эти страны входят в БРИКС.
Может показаться, что ИБЮА дублирует БРИКС, но польза от трехстороннего диалога представителей Юга очевидна: БРИКС за последнее время значительно расширился и ему все труднее принимать решения по важным вопросам ввиду большого количества стран, нередко имеющих разные, иногда и противоположные точки зрения и позиции по разным вопросам. Обсуждать проблемы и договариваться втроем, конечно, легче и быстрее, чем вдесятером.
«Геоэкономические и геополитические вызовы, с которыми мы сталкиваемся, заставляют нас сейчас улучшать координацию работы при помощи ИБЮА,- объяснил в ходе интервью необходимость существования трехстороннего диалога высокопоставленный сотрудник МИД ЮАР Бен Жубер.- Мы приложим все силы для расширения нашего сотрудничества».
Президент Бразилии подчеркнул на встрече важность обсуждения тех вопросов, которые не обсуждаются в БРИКС; а индийский премьер назвал встречу лидеров после 14-летнего перерыва (последний саммит ИБЮА состоялся в 2011 году в ЮАР) «и исторической, и своевременной».