Общаясь вечером 27 ноября с журналистами, лидер страны затронул ставший недавно известным план США по урегулированию украинского конфликта из 28 пунктов, вокруг которого за последнее время образовалось немало как обсуждений, так и попыток противодействия.
Владимир Путин развернуто прокомментировал сложившуюся ситуацию: по его словам, у Москвы проекта мирного договора по Украине не было, «был набор вопросов, которые предлагалось обсудить и сформулировать окончательно».
«Мы перед моим визитом в США, перед визитом на Аляску, обсуждали это с американскими переговорщиками, и после этого возник тот перечень возможных договоренностей из 28 пунктов», – заявил Путин. – «И как я уже объявлял публично, он нам по определенным каналам был передан, мы с ним ознакомились».
По словам главы государства, после этого, когда 23 ноября прошли переговоры американской и украинской делегаций в Женеве, ими было принято решение разделить эти 28 пунктов «на четыре отдельных составляющих», а затем они были переданы России.
При этом, как отметил Путин, наша сторона в целом согласна, что перечень пунктов США по Украине может быть положен в основу будущих договоренностей. Также глава страны отметил, что американская сторона учитывает позицию России, «которая обсуждалась до Анкориджа и после Аляски».
«Но было бы с моей стороны невежливо сейчас говорить о каких-то окончательных вариантах, поскольку их нет», – подчеркнул лидер страны.
Как рассказал президент, некоторые пункты американской инициативы требуют доработки, так как сейчас они звучат неуместно. В целом сторонам необходимо совместное серьезное обсуждение конкретных вещей, а документ нужно «положить на дипломатический язык».
При этом Москва, как и всегда, открыта к диалогу и готова к работе над мирными инициативами «в любое время дня и ночи», однако лишь при условии основательного разговора.
«Каждый из вопросов, который изложен в тех списках, которые нам переданы, имеет очень важное [значение], каждый из них – ключевая тема, понимаете? Поэтому это требует серьезной проработки», – особо отметил Путин.
Относительно финализации мирного плана и его подписания глава государства также рассказал, что Россия хочет договориться с Украиной, но сейчас это невозможно юридически: подписывать какие-либо документы с украинскими властями не имеет смысла.
Украинское руководство, заметил Владимир Путин, ранее допустило стратегическую ошибку, побоявшись провести президентские выборы, после чего украинский президент утратил свой легитимный статус.
А нам нужно, чтобы достигнутые решения были международно признаны основными международными игроками – именно с правовой точки зрения. Как пояснил лидер страны, это имеет значение, поскольку одно дело, когда признано, «что определенные территории находятся под российским суверенитетом, и тогда, в случае нарушения договоренностей это будет нападение на Российскую Федерацию со всеми вытекающими из этого ответными мерами России», или это будет восприниматься как попытка вернуть территорию, принадлежащую Украине.
«Это разные вещи, ‒ подчеркнул президент. ‒ И поэтому нам, конечно, нужно признание, но не от Украины сегодня». И этот пункт должен быть предметом наших переговоров с американской стороной.
В это же время, как сообщил российский лидер, по всем направлениям СВО сохраняется позитивная динамика, темп наступления наших войск увеличивается каждый месяц. Российским военным удалось окружить Красноармейск и Димитров, Волчанск почти полностью в руках войск РФ, боевые действия уже идут в Комсомольске, а группировка «Восток» проломила оборону противника, продвигается быстрыми темпами по северу Запорожской области, и ее бойцы уже подошли к Гуляйполю.
При этом, как рассказал Путин, растет разрыв между потерями и количеством военнослужащих, которых ВСУ в состоянии направлять на линию боевого соприкосновения, он составляет 10-15 тысяч в месяц; и к этому надо добавить еще и массовое дезертирство из украинской армии. Так что если Киев не прекратит боевые действия, ВСУ попросту утратят боеспособность.
Естественно, речи о том, чтобы в такой ситуации продвижение наших военных остановилось в угоду звучащим с Запада «заходам» о прекращении огня во вред интересам России, нет.
Напомним, ранее глава государства подчеркнул, что, хотя Москва и готова к переговорам и решению проблем мирным способом, нас в целом устраивает положение дел на фронте, которое ведет к достижению целей СВО с помощью оружия.
«Войска Украины уйдут из занимаемых ими территорий – вот тогда и прекратятся боевые действия. Не уйдут – мы добьемся этого вооруженным путем», – объяснил российскую позицию Путин.
При этом, как пояснил президент России, на Западе есть два разных подхода к урегулированию украинского конфликта: те, кто понимает складывающуюся на фронте ситуацию, призывают к скорейшим переговорам, тогда как другие настаивают на продолжении боевых действий: они же и «нападают» на спецпосланника президента США Стива Уиткоффа.
«Это представители другой точки зрения, которые хотят вместе с украинским истеблишментом воровать деньги и продолжать боевые действия до последнего украинца», – отметил Путин. – «Но я уже, публично выступая, сказал, в принципе, мы к этому готовы».
Как также упомянул российский лидер, Москва готова к диалогу с Вашингтоном и по другим вопросам, в частности, касающимся стратегической стабильности и общеевропейской безопасности. Но тут многое зависит от позиции другой стороны: так, если США не захотят ничего делать в отношении заканчивающегося в феврале Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-3), то и не надо.
«Если наши западные – называем их опять «партнеры» – хотят этого теперь, пожалуйста, мы готовы», – отметил он. – «Или, например, в одном из документов упоминается о том, что мы должны решить вопрос стратегической стабильности вместе с нашими американскими партнерами. Ради бога, разве мы против?»
Не обошел президент страны вниманием и возможный возврат страны в формат G7, который упоминался в предложенном ранее американской стороной перечне предложений США. Он отметил, что едва ли можно представить, как наша страна сегодня сможет взаимодействовать напрямую со странами «Большой семерки».
«Вот приехали, здрасте, и чего? Будем, насупившись, друг на друга посматривать?», – риторически прокомментировал он.
По словам Путина, Россия ранее не просилась в G7 – ее туда пригласили, а сегодня официальное предложение мы не получали. Однако Москва всегда открыта для взаимодействия, от контактов не отказывается – и они возможны при реализации инициативы США.
Также президент затронул тему, связанную с подготовкой реальных ядерных испытаний – такой сценарий недавно допустил глава Белого дома Дональд Трамп. Владимир Путин поручил собрать дополнительную информацию о действиях американской стороны для анализа и предоставления предложений о том, что Россия должна делать в такой ситуации.
Надо отметить, что Москва готова к взаимодействию с Вашингтоном и в этом случае, может обсудить такую проблематику на ближайших переговорах. Но, как подчеркнул президент, на любое развитие событий у нас должен иметься подготовленный ответ.
«И в США это понятно, и для нас это ясно: подготовка к реальным испытаниям ядерного оружия требует времени. И мы, конечно, не можем оказаться в ситуации, когда в США это испытают, а мы ещё полтора года будем к этому готовиться», – подчеркнул лидер страны.
Итак, позиция России по американскому плану и диалогу с Белым домом прояснилась, но как будет развиваться диалог с США в ближайшем будущем?
По заявлению Путина, Россия ожидает прибытия американских переговорщиков в Москву в первой половине следующей недели: с нашей же стороны за переговоры отвечают Министерство иностранных дел, а также помощники главы государства Владимир Мединский и Юрий Ушаков. Кто будет представлять США, определит глава Белого дома Дональд Трамп. Также Владимир Путин подтвердил, что Стив Уиткофф посетит Москву в один из дней в первую неделю декабря.
Одной из главных тем новых встреч представителей Москвы и Вашингтона предсказуемо будет предложенный США план по урегулированию ситуации на Украине и его обсуждение, но участникам встречи определенно предстоит обсудить и другие вопросы как из числа упомянутых сегодня нашим президентом, так и из списка тех самых 28 пунктов. И «мы, безусловно, готовы к этому серьезному обсуждению».