Нефтяной рынок уже не первый месяц живет в ожидании переизбытка нефти, который все не приходит. Однако в самом ближайшем будущем, похоже, эти ожидания начнут сбываться. Аналитики, инвестиционные банки и авторы прогнозов ждут нового усиления давления на цены на нефть, возможно, еще до конца 2025 года, пишет OilPrice, но в любом случае не позднее начала следующего года. К такому выводу они пришли на основании данных о наполненности резервуаров в главных нефтяных ценовых хабах.
Сейчас, похоже, с этим выводом согласны, хотя и стараются не показывать этого, и «оптимисты» ОПЕК, которые уже не первый год ломают копья в спорах с экономистами и аналитиками Международного энергетического агентства (МЭА) по вопросу спроса на нефть и баланса между спросом и предложением. О том, что в нефтяном картеле пусть и внутренне смирились с надвигающимся переизбытком нефти говорит и тот факт, что участники соглашения ОПЕК+, судя по всему, именно по этой причине, чтобы не усугублять ситуацию, решили взять паузу и не увеличивать добычу в начале 2026 года.
С неминуемостью переизбытка «черного золота» сейчас, похоже, согласны все или почти все. Споры же идут об его размере. Разброс мнений, как нетрудно догадаться, очень большой: от рекордного переизбытка до вполне умеренного превышения предложения над спросом. Более-менее точно рассчитать его нелегко, потому что состояние нефтяного рынка основывается не только и не столько на простом механическом соотношении спроса и предложения. Рынок – очень сложный механизм, в деятельности которого участвует великое множество больших и маленьких факторов. Поэтому все прогнозы по размерам переизбытка нефти сопровождаются множеством «если», «возможно», «вероятно» и так далее.
По оценкам авторов октябрьского обзора состояния нефтяного рынка МЭА, переизбыток будет больше, чем ожидалось из-за резко выросшей добычи и слабого спроса. Рост добычи нефти нефтяниками с Ближнего Востока и из обеих Америк привел к тому, что нефти в трюмах дрейфующих в море танкеров в сентябре стало больше на 102 млн баррелей, что эквивалентно 3,4 млн бар./день. Это, подчеркивают в МЭА, крупнейшее увеличение после окончания коронавирусной пандемии.
Здесь следует иметь в виду, что последний прогноз МЭА еще больше усложнили санкции США против крупнейших российских нефтяных компаний «Роснефть» и «Лукойл», о которых было объявлено через неделю после появления прогноза МЭА и которые начнут действовать 21 ноября. Все дело в том, что в связи последними санкциями так же, как с большинством предыдущих, никакой ясности пока нет. По данным Дана Стрюйвена из Goldman Sachs, «Роснефть» и «Лукойл» экспортировали приблизительно 3 млн бар./день, что эквивалентно почти 3% глобального экспорта нефти.
Крупные государственные китайские и индийские нефтепереработчики (НПЗ), главные покупатели российской нефти, временно, до прояснения ситуации с санкциями, сократили ее закупки, но независимые НПЗ скорее всего отмахнутся от американских санкций и продолжат покупать российскую нефть, хотя и будут это делать, считают аналитики и экономисты, сейчас осторожнее.
Уже после объявления американских санкций экономисты из Всемирного банка (ВБ) сделали на прошлой неделе прогноз, что существенно усилившийся в текущем году переизбыток нефти в следующем году еще больше увеличится. Они ожидают его роста на 65% по сравнению с пиком в 2020 году. На фоне замедления роста спроса на нефть из-за рекордных продаж электромобилей и стагнационного потребления нефти в Китае в ВБ прогнозируют снижение средней цены барреля нефти марки Brent, которая сейчас по состоянию на 1 ноября составляет 68 долларов, до 60 долларов, что является пятилетним минимумом.
В ОПЕК и ОПЕК+ по-прежнему скептически относятся ко всем разговорам и прогнозам о переизбытке нефти, но в любом случае не хотят ухудшать ситуацию. Этим объясняется решение воздержаться от повышения добычи в первом квартале 2026 года. Пауза позволит участникам картеля и соглашения ОПЕК+ оценить реальный эффект от последних американских санкций на главные российские нефтяные компании и то, как он скажется на предложении. От этого будут зависеть их дальнейшие действия и решения.