«Made For Germany» скоро станет историей

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 декабря 2025, 17:12

Германия постепенно теряет высокий статус супердержавы в важных стратегических отраслях и секторах.

Читайте Monocle.ru в

Принадлежащий правительству эмирата Абу-Даби энергетический гигант ADNOC приобрел почти все акции, т.е. стал фактическим хозяином известной немецкой химической компании Covestro, одного из крупнейших в мире производителей высокотехнологичных полимеров и полиуретановых материалов. Выкуп акций Covestro является очередным подтверждением тезиса о том, что Германия, первая экономика Европы, постепенно теряет статус супердержавы в стратегически важных отраслях промышленности. Причем, процесс этот, утверждает ZeroHedge (ZH), ускоряется и расширяется.

В связи с этим вспоминается совсем недавнее событие, встреча правительства ФРГ с руководителями более 60 крупных компаний, которая прошла в июле 2025 года в Берлине. Канцлер Фридрих Мерц, стоя на фоне огромной надписи «MADE FOR GERMANY», гордо объявил об инвестициях в экономику Германии в размере 631 млрд евро. Даже тогда с учетом бегства капиталов из Германии всем было очевидно, что акция носит исключительно пропагандистский характер и является неуклюжей попыткой отвлечь внимание общественности от реального положения дел в немецкой промышленности, которое вполне можно назвать «бедственным» или «катастрофическим».

За 4 месяца, прошедшие с той встречи, распродажа немецкой промышленности не только не прекратилась, но даже и не замедлилась. Немецкий бизнес сделал свой выбор: удушающая бюрократия и зарегулированность, полное пренебрежение логикой и здравым смыслом в вопросах, связанных с климатической политикой, враждебное административное окружение и многое другое сделали инвестиции в экономику ФРГ все более рискованным занятием. ZH описывает то, что происходит в экономике Германии, короче и ярче – законодатели целенаправленно и систематически душат немецкую промышленность.

На прошлой неделе первые полосы немецких СМИ оккупировала крупная химическая компания Covestro. При цене акции ок. 62 евро стоимость сделки составила почти 15 млрд евро. Теперь ADNOC принадлежит более 95% акций немецкого химического гиганта, который даже как-то неудобно называть «немецким». Отныне все важные решения будут приниматься не в Леверкузене, где находится штаб-квартира компании, а на берегах Персидского залива в Абу-Даби, одном из семи эмиратов ОАЭ. Причем, следует помнить, что речь идет об одном из лидеров стратегической отрасли промышленности – химической, в котором работают ок. 15 тыс. человек.

Химическая отрасль Германии, наряду с автопромом одна из визитных карточек немецкой промышленности, так же, впрочем, как и подавляющее большинство других отраслей и секторов, находится сейчас в глубоком упадке. Достаточно сказать, что она работает лишь на 71% от имеющихся мощностей. За семь лет этот показатель снизился более чем на 20%.

Естественно, Covestro не стала исключением из правила: в последние годы у нее отрицательный чистый доход, а операционная прибыль в прошлом году снизилась в годовом выражении более чем на 50% до 87 млн евро. Причин много, главные – конкуренция со стороны иностранных компаний, высокие цены на электроэнергию и все более ужесточаемое регулирование со стороны Брюсселя, которое крайне негативно сказывается на конкурентоспособности компании.

Тревожная для немцев тенденция продажи крупных промышленных компаний началась почти 10 лет назад, с продажи в 2016 году производителя роботов и автоматизированных систем KUKA. Китайская компания Midea Group купила контрольный пакет акций KUKA за 4,6 млрд евро.

Год за годом в последнее время Германия теряет прямые инвестиции. Только в прошлом году из страны было выведено 64,5 млрд евро. Ожидается, что в этом году в экономики других стран будет вложено еще больше немецких денег.

Больше всего немецкий бизнес манят сейчас США. Администрация Трампа не скрывает, что использует все средства, включая тарифы, для ускорения и расширения деиндустриализации ФРГ. Среди средств, которые манят немецких бизнесменов, как магнитом, например, дерегуляция в энергетическом секторе США, прекращение дорогостоящих экспериментов с возобновляемыми источниками энергии; экономическая политика, направленная на привлечение инвесторов, а не на отталкивание их.

К этому следует добавить и обещанные арабскими странами (Саудовская Аравия, Абу-Даби и другие) триллионные инвестиции в американское производство. В ближайшие годы наряду с уже привычным лозунгом «MAKE AMERICA GREAT AGAIN» не менее популярным станет лозунг «Made for USA». Сейчас, к слову, американская экономика растет более чем на 4%.

Список немецких компаний, которые перенесли производство за океан, постоянно растет. Среди тех, кто планирует это сделать в ближайшем будущем, производитель металлов из Гамбурга Aurubis, автопроизводитель Stellantis, Bosch и другие. Все они переберутся через океан не с пустыми руками, а с миллиардами инвестиций, которые достанутся не немецкой экономике, остро в них нуждающейся, а американской.

Конечно, винить одного Трампа в бегстве капиталов и бизнеса из Германии будет неправильно. Еще задолго до его возвращения в Белый дом в этом году стало очевидно, что промышленное производство в Евросоюзе в целом и в Германии в частности больше не приносит прибыли.

С каждой новой крупной немецкой компанией, переезжающей за границу, слабеет «хребет» экономики Германии. Даже общественный сектор, который в последнее время нанял полмиллиона работников, не может скрыть тот факт, что в нем лишились работы сотни тысяч человек и что он продолжит обесцениваться в предстоящие годы.