Ту-214 с отечественной авионикой получил «зеленый свет» на серию

27 декабря 2025, 14:59

Он стал первым в линейке новых российских гражданских самолетов, полностью прошедшим процедуру импортозамещения и сертификации

t.me/rostecru
Читайте Monocle.ru в

Среднемагистральный самолет Ту-214 с полностью отечественными комплексом бортового оборудования (БРЭО) и комплектующими получил официальное Одобрение главного изменения типовой конструкции от Росавиации. Это решение, основанное на заключении Авиарегистра, открывает путь к серийному производству и поставкам лайнера авиакомпаниям. Церемония вручения документа руководству Казанского авиазавода им. Горбунова (входит в ОАК Ростеха) прошла с участием высоких лиц, включая министров промышленности и транспорта.

«Фактически коллеги разработали новый передовой комплекс БРЭО. Также наши авиаконструкторы создали первые отечественные уникальные системы предупреждения столкновений с воздушными судами и раннего предупреждения приближения земли. Для мирового авиастроения их производит единственная компания, и мы смогли преодолеть ее глобальную монополию. Теперь системы, которые уже подтвердили свою эффективность, будут устанавливаться и на другие модели самолетов», — цитирует пресс-служба Ростеха главу Минпромторга Антона Алиханова.

Одобрение импортозамещенного Ту‑214 открывает путь серийному выпуску самолетов для поставок отечественным авиакомпаниям. Министр транспорта Андрей Никитин озвучил конкретные планы: к концу 2027 года выпуск Ту-214 планируется увеличить до 20 единиц в год. Это обеспечит рабочие места, развитие региона и рост технологических компетенций отрасли.

Работа над импортозамещением велась несколько лет. В ноябре 2024 года состоялся первый полет летающей лаборатории Ту-214 с новым оборудованием. В дальнейшем были проведены доводочные полеты. В феврале 2025-го началась программа дополнительных сертификационных испытаний, затем проведена большая работа по подготовке сертификационной документации. И как итог — полностью российский самолет Ту-214, готовый к безопасным перевозкам пассажиров, подчеркнул Никитин.

Гендиректор ОАК Вадим Бадеха отметил, что успешная сертификация Ту-214 стала возможной благодаря самоотверженному труду инженеров, конструкторов, летчиков-испытателей и всех специалистов «Туполева» и кооператоров, в основном из Ростеха, которые работали в непростых условиях. 

Ту-214 — среднемагистральный узкофюзеляжный самолет вместимостью до 210 пассажиров. Машина оснащается отечественными авиадвигателями ПС-90А.

Как ранее писал «Монокль», Ту-214— это первый самолет, который реально поставлен по КПГА. Что закономерно, поскольку разработан он давно. И была надежда, что он начнет замещать иностранные машины в парках авиакомпаний раньше всех. Но обнаружились острая нехватка производственных мощностей и квалифицированного персонала. Сказался долгий период, когда 214-х делали по штуке в год. Но вот в мае еще не полностью импортозамещенный «Туполев» отправился наконец к заказчику, хотя и не на авиалинии, а как ведомственный самолет в Минпромторг России. А 17 декабря улетел с Казанского завода на покраску в Минск второй, уже целиком оснащенный отечественными системами, Ту-214. Тоже в комплектации бизнес-джета (он станет корпоративным самолетом одной из компаний).