Днем 2 декабря в московский аэропорт Внуково прибыл самолет с американской делегацией – помимо Стива Уиткоффа, в Россию прилетел также зять американского лидера, предприниматель Джаред Кушнер. Отметим, что, несмотря на неформальный статус, значимость Кушнера как переговорщика, по свидетельству американских СМИ, определяет то, что со стороны президента США он пользуется полным доверием.
Американцев ожидаемо встретил спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. Дмитриев, Уиткофф и Кушнер успели побеседовать в неформальной обстановке – за трапезой в одном из московских ресторанов, а также прогуляться по центру столицы.
Сами же переговоры посланцев Белого дома были запланированы на вечер вторника в Кремле. С учетом их продолжительности, сообщение об их окончании появилось уже только после полуночи по московскому времени.
Перед этой встречей Владимир Путин сделал несколько относящихся к ней заявлений. Он назвал неприемлемыми и только мешающими процессу урегулирования предложения со стороны Европы. Как рассказал глава государства, руководство ЕС до сих пор живет в иллюзиях нанесения России стратегического поражения. Путин прокомментировал звучащие в Европе заявления о будущей войне с Россией, пояснив, что Россия воевать с Европой не собирается, но если там решат пойти на открытую эскалацию, то «мы готовы прямо сейчас», но тогда для Европы может быстро произойти ситуация, «при которой нам не с кем будет договариваться».
Он также заострил внимание на взятии ВС РФ города Красноармейска: «с этого участка российской армии удобно двигаться во всех направлениях, которые сочтет наиболее перспективными Генеральный штаб».
И как уже в ночь на 3 декабря рассказал помощник президента РФ Юрий Ушаков, беседа президента страны с американскими посланниками, названная им полезной, содержательной и конструктивной, продолжалась целых пять часов, «то есть была возможность обстоятельно обсудить перспективы дальнейшей совместной работы по достижению долгосрочного мирного урегулирования украинского кризиса».
По словам Ушакова, участники диалога обсудили содержание ранее переданных с американской стороны предложений – но не конкретные формулировки, а «суть того, что заложено в эти американские документы».
Документы, а не документ (ранее фигурировавший в этом контексте мирный план), поскольку, как кратко пояснил Ушаков: «Вначале был один вариант, потом этот вариант был доработан, и появились вместо одного документа четыре».
В любом случае, были, разумеется, подняты территориальные вопросы, «без которых мы не видим разрешения кризиса». А также стороны поговорили об «огромных перспективах» будущего экономического взаимодействия двух стран. Касательно последнего тезиса интересна оговорка Ушакова: «если мы действительно хотим сотрудничать, то нужно уже проявить реальное стремление к этому как в Москве, так и в Вашингтоне».
Прямо сказано: нас устроило далеко не все:: «с чем-то мы могли согласиться, и президент это подтвердил своим собеседникам; что-то у нас вызвало критику, и президент тоже не скрывал наше критическое, даже отрицательное отношение к ряду предложений», – отметил Юрий Ушаков.
Но беседа отнюдь не зашла в тупик: состоялась, по словам российской стороны, «весьма полезная дискуссия». Как было заявлено, по тому же территориальному вопросу пока найти компромиссный вариант не удалось, однако «некоторые американские наработки выглядят более-менее приемлемо». «Но их нужно обсуждать. Некоторые формулировки, которые нам были предложены, нам не подходят. То есть работа будет продолжаться», – акцентировал Юрий Ушаков.
Оценка итога переговоров очень осторожна: как счел помощник президента, стороны точно не стали дальше друг от друга. Теперь контакты продолжаться заочно, по телефону.
«Что касается возможной встречи на президентском уровне, то это будет зависеть от того, какой прогресс мы сумеем достичь по этому пути, когда будем упорно и настойчиво работать по линии помощников, представителей МИДов и других ведомств», – пояснил Ушаков.
Пока же президент РФ, по словам своего помощника, передал американскому коллеге как дружеские приветы, так и «целый ряд важных политических сигналов, которые его собеседники зафиксировали и, естественно, доложат об этом в Вашингтоне».
Сигналы, видимо, оказались достаточно сильными, как и выражение позиции России в целом и во всех ее аспектах. Ранее издание Axios сообщало, что Уиткофф и Кушнер планировали отправиться в одну из европейских стран на встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским. Однако потом стало известно, что мероприятие было отменено: представители США без заявлений для прессы сразу отправились сразу к себе на родину, где им предстоит рассказать главе Белого дома об итогах встречи в Москве.
Так что, вполне вероятно, отсутствие встречи американских делегатов с представителями Киева и Брюсселя может говорить о том, что на закрытых переговорах, суть которых раскрывается очень скупо, было достигнуто куда больше, чем пока было сообщено для СМИ. А Москве и Вашингтону требуется финализировать эти договоренности между собой, именно в двустороннем диалоге, без отвлечения на явно раздражающие их обоих Украину и Европу.