Далеко не все крупные американские нефтяные компании готовы выложить для восстановления венесуэльской «нефтянки» десятки миллиардов долларов, обещанные от их имени президентом Трампом. В конце прошлой недели он встретился в Белом доме с главами крупнейших нефтяных компаний США. Как нетрудно догадаться, разговор на встрече американского президента и американских нефтяных магнатов шел о Венесуэле, а если точнее, то о венесуэльской нефти и о полуразрушенном венесуэльском нефтяном секторе, который необходимо восстанавливать. Трамп собрал глав нефтяных мейджоров, чтобы сообщить, как вскоре выяснилось, далеко не для всех приятное известие – для восстановления энергетического сектора Венесуэлы потребуется не меньше 100 млрд долларов, сумма немаленькая даже для не жалующихся на бедность нефтяников, и что раскошеливаться придется, в основном, им. Реакция гостей Дональда Трампа, думается, удивила, потому что не все участники встречи готовы немедленно вернуться с десятками миллиардов долларов в Венесуэлу. Опасения «сомневающихся» лучше всех выразил глава Exxon Даррен Вудс, ответивший хозяину, что Венесуэла в ее нынешнем состоянии не является страной, в которую следует вкладывать деньги. Напомним, что Exxon ушел из этой латиноамериканской страны почти 20 лет назад, после того, как еще в 2007 году Каракас национализировал его активы.
«Мы дважды теряли наши активы (в Венесуэле),- объяснил Даррен Вудс,- и считаем, что для того, чтобы мы вернулись туда третий раз, там должны произойти большие изменения. Если посмотреть на юридическую и коммерческую системы в сегодняшней Венесуэле, то ее вполне можно считать неинвестируемой, т.е. страной, куда нельзя вкладывать деньги».
Для того, чтобы хотя бы немного смягчить резкий ответ, Вудс добавил, что Exxon все же готов отправить своих специалистов в Венесуэлу для оценки состояния ее нефтяной отрасли.
Райан Ланс, гендиректор ConocoPhillips CEO, активы которого тоже были национализированы в 2007 году, был более дипломатичен. Он поздравил Трампа с вытеснением Николаса Мадуро и подчеркнул, что банковскому сектору Венесуэлы потребуется помощь в реструктуризации венесуэльских долгов и миллиарды долларов для восстановления инфраструктуры. Ланс также призвал к реструктуризации государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA).
Дональд Трамп объяснил главе Conoco, что правительство США не собирается возвращать его компании национализированные активы. Очевидно, это значит, что другим нефтяным компаниям тоже не следует надеяться на помощь Белого дома в возврате потерянных при Уго Чавесе активов.
«Мы не планируем смотреть на то, что было потеряно в прошлом, потому что это произошло из-за их (нефтяных компаний) ошибок,- объяснил свою позицию по вопросу, очень сильно интересующему, конечно, всех американских нефтяных магнатов, компании которых раньше работали в Венесуэле.- Тогда был другой президент. Вы заработаете очень много денег (в Венесуэле), но мы не собираемся копаться в прошлом».
Единственной американской нефтяной компанией, работавшей в последние годы с PDVSA, является Chevron. По словам Марка Нельсона, вице-председателя его правления, Chevron может относительно быстро существенно нарастить добычу нефти на их совместных с PDVSA месторождениях, которая сейчас составляет ок. четверти миллиона (240 тыс.) баррелей в сутки. Для того, чтобы увеличить добычу почти на 50%, компании потребуется до полутора до двух лет.
После встречи в Белом доме, очевидно, увидев отсутствие энтузиазма со стороны американских нефтяников, обиженный Трамп пригрозил Exxon, что вообще не пустит их в Венесуэлу, а министр финансов Скотт Бессент прозрачно намекнул, что правительство может привлечь для восстановления венесуэльской нефтянки средние и небольшие нефтяные компании.
«Крупные нефтяные компании действуют медленно, имеют правления и советы директоров. Поэтому их слабо интересует эта проблема (восстановление нефтяного сектора Венесуэлы),- заявил Бессент на заседании Экономического клуба Миннесоты.- Можете мне поверить, независимые нефтяные компании уже оборвали у нас все телефоны. Они хотят работать в Венесуэле, причем, хотят это делать еще вчера».

