Курс канцлера Фридриха Мерца на возрождение былой силы немецкой армии и возврат Германии статуса первой военной державы Европы радует далеко не всех европейцев. Особую тревогу милитаризация ФРГ при правительстве Мерца вызывает у их соседей и, в первую очередь, во Франции. Правда, перевооружение и усиление бундесвера волнует не всех французов, поляков, австрийцев и чехов, а лишь тех, кто помнит историю и опасается, что так же, как 90 лет назад, немецкие танки направятся не на восток, а, как в конце 30-х – начале 40-х годов прошлого века, на запад, юг и север, т.е. в соседние страны.
Все претензии к Берлину, конечно, бессмысленны, потому что канцлер Мерц с рвением выполняет все указания, утвержденные в штаб-квартире НАТО и в столицах европейских стран. Он обещает потратить на оборону к 2029 году св. 500 млрд евро. Таким образом канцлер опередит на 6 лет разработанный в Брюсселе график, по которому все члены Североатлантического альянса должны довести долю расходов на оборону к 2035 году не менее, чем до 3,5% от ВВП. Во время декабрьского визита в Берлин генсек НАТО Марк Рютте не жалел для Фридриха Мерца и его правительства комплиментов: «Именно такая решимость нам сейчас нужна для обеспечения нашей безопасности. Германия показывает (всем) пример». Но несмотря на такое рвение канцлера Мерца и похвалы Марка Рютте даже в штаб-квартире НАТО есть люди, которые с опаской смотрят на возрождение былой военной мощи Германии.
Самую сильную тревогу милитаризация ФРГ вызывает во Франции, которая хотя и считается одной из сильнейших на континенте военных держав, но все же за последние полтора века проиграла своему более сильному соседу несколько войн и дважды находилась под оккупацией вермахта, как тогда называлась немецкая армия.
«Франция находится в сложной ситуации,- цитирует Bloomberg комментарий французского евродепутата Франсуа-Ксавье Беллами,- потому что решимость, с которой проводит милитаризацию Германия, оставит нас на обочине. Внутренняя нестабильность и слабость ослабляет геополитический вес Франции».
Опасения Беллами и многих других французов, не забывших уроки истории, понятны: Франция и все остальные европейские страны не могут перевооружать свои армии такими темпами и тратить на оборону такие же огромные средства, как первая экономическая держава континента несмотря даже на то, что экономика Германии сейчас переживает далеко не самые лучшие времена и находится в кризисе, который признают и в Берлине все, включая Фридриха Мерца.
«(Раньше) в Европе существовало всеобщее согласие, что Франция будет геополитической державой, а Германия – экономической,- объясняет старший вице-президент Германского фонда Маршалла (GMF) Клаудиа Мейджор.- Германия раньше не хотела быть и политическим гигантом. Сейчас же она стремится играть обе роли. Поэтому Франция и оказалась сейчас в сложном положении».
Естественно, наращиваемые новым правительством ФРГ военные мускулы увеличивают вес и авторитет Германии как в НАТО, так и в Евросоюзе. Неудивительно, что Европейское оборонное агентство (EDA) сейчас возглавляет немецкий генерал. Американцы даже шутят, что со временем к немцам может перейти и командование объединенными силами НАТО в Европе, которое все годы существования альянса оставалось у Америки.
В Польше, у которой тоже немало претензий и обид к западному соседу, относятся к милитаризации Германии тоже настороженно, но все же не с такой опаской, как во Франции.
«… пока Германия является членом ЕС и НАТО,- говорит заместитель председателя Совета министров Польши Радослав Сикорский,- меня больше пугает не немецкая армия, а отвращение немцев к оружию».
Страхи вновь услышать на улицах грохот сапог немецких солдат в Европе приглушает… Дональд Трамп, который, похоже, всерьез намерен отнять у Дании, члена НАТО, Гренландию и тем самым не только окончательно испортить отношения с Европой, но и поставить под сомнение само существование Североатлантического альянса. Дело в том, что в отсутствии США без Германии и ее экономики Европе не перевооружиться.
«Мы надеемся, что Германия будет продолжать оказывать стратегическую и иную помощь альянсу,- выражает всеобщее мнение немецкий генерал Маркус Лаубенталь, представляющий Германию в НАТО.- С точки зрения НАТО и благодаря своим технологиям с экономическими возможностям имеет смысл работать вместе с ключевыми европейскими союзниками. Вместе мы сильнее...»

