Состоявшиеся в Белом доме переговоры вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марка Рубио с главами внешнеполитических ведомств Дании и Гренландии: Ларсом Лёкке Расмуссеном и Вивиан Мотцфельдт соответственно, на которые так надеялись в Копенгагене и Брюсселе, продолжались час, но в целом надежд европейцев не оправдали. С одной стороны, стороны после напряженной беседы договорились создать в течение максимум двух недель рабочую группу из высокопоставленных чиновников и экспертов, которые будут искать компромиссное решение конфликта из-за самого большого острова планеты, но с другой, участники переговоров не скрывают, как сообщают Financial Times, что «фундаментальные разногласия», пока, по крайней мере, решить не удалось.
В явной попытке сохранить хорошую мину при плохой игре, глава датского внешнеполитического ведомства Ларс Лёкке Расмуссен заявил после встречи в Белом доме, что переговоры были «откровенными и конструктивными», но добавил, что президент США Дональд Трамп, главный виновник острого конфликта, вспыхнувшего между США и Данией из-за Гренландии, продолжает настаивать на «захвате» острова, что для датчан с гренландцами и подавляющего большинства европейцев «абсолютно неприемлемо». Датский дипломат также подчеркнул, что у Дании и Гренландии имеются «красные линии», которые они не могут переступить. Датчане и гренландцы готовы разрешить Вашингтону создать на острове дополнительные военные базы и значительно увеличить численность американского контингента, состоящего сейчас всего лишь из 150 американских военнослужащих, но Трампа простое усиление американского присутствия в Гренландии не устраивает: он настаивает на полном и формальном контроле США над островом.
«Я удовлетворен тем, что хотя мы и не договорились, переговоры были продуктивными и позволят начать обсуждение на высоком уровне»,- заявил Ларс Расмуссен.
Переговоры в Вашингтоне стали первой формальной встречей между высокопоставленными представителями США, Дании и Гренландии после того, как Дональд Трамп заявил о планах купить крупнейший в мире остров еще в 2019 году, во время своего первого президентского срока.
В Брюсселе и столицах европейских государств делают ставку на НАТО и придуманную европейцами новую миссию «Страж Арктики» по защите Севера от мифической угрозы со стороны России и Китая, о которой, как обычно, без каких-либо доказательств говорит президент Трамп. Предлагая отправить на Гренландию своих военных, несколько европейских стран, включая Германию, Францию и Великобританию, хотят показать, что опасения Трампа за безопасность США, обеспечить которую без полного контроля над островом, по его словам, невозможно, преувеличены и что европейцы могут собственными силами защитить Гренландию. В Берлине, к примеру, намерены направить на остров 15 января 13 военнослужащих разведывательного подразделения. Готов направить в Гренландию своих военных и британский премьер-министр Кир Стармер. Париж тоже согласен защищать Гренландию от «коварных и агрессивных» русских и китайцев, хотя и не сообщает детали.
«Оборона» крупнейшего на планете острова планируется под эгидой НАТО, но генсек альянса Марк Рютте занимает явно выжидательную позицию, чем вызывает вполне оправданное недовольство ее европейских членов. Он, например, подчеркнул недавно, что в словах Дональда Трампа, который сейчас требует, чтобы НАТО «уговорила» Данию уступить остров Америке, есть «определенная правда», имея в виду прозрачные намеки Трампа на необходимость усиления защиты Гренландии от России и Китая. С другой стороны, Рютте, конечно, не хочет, чтобы в Европе считали его предателем и поэтому говорит, что заявления Трампа о российских и китайских военных кораблях у берегов Гренландии, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Что касается Дональда Трампа, то он как всегда пытается напустить побольше тумана противоречивыми заявлениями и постами в соцсетях. Вчера вечером он, например, заявил, что его еще не проинформировали о результатах переговоров Вэнса и Рубио с датчанами и гренландцами и что у США с Данией… «очень хорошие» отношения, но при этом вновь напомнил о своем желании взять остров под полный контроль Америки.
«Дания ничего не сможет сделать, если Россия или Китай захотят оккупировать Гренландию,- попытался объяснить свою идею фикс президент США.- Я не могу полагаться на то, что Дания сможет защитить себя».

