Анкоридж-на-Женевском озере

Михаил Захаров
обозреватель онлайн-редакции журнала «Монокль»
14 февраля 2026, 19:21

На следующей неделе, 17-18 февраля, продолжится марафон переговоров по урегулированию украинского кризиса в трехстороннем формате – Россия, США, Украина. Изменилось место встречи, а Россию будет представлять другой глава переговорной группы, на что у Москвы были веские причины, но продуктивность нового раунда во многом будет зависеть от прежней договоренности между Кремлем и Белым домом.

za.pinterest.com
Читайте Monocle.ru в

С Ближнего Востока в Европу

Если два предыдущих раунда переговоров по урегулированию украинского конфликта прошли в Объединенных Арабских Эмиратах, то теперь делегации сторон поедут в Швейцарию. Ранее зарубежные СМИ сообщали, что новый этап переговоров может пройти в Майами – или снова в Абу-Даби, однако, как стало известно в пятницу, местом встречи представителей трех стран станет Женева.

«[Это] место выбрано потому, что так синхронизировались графики всех трех сторон», – прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. – «Так посчитали целесообразным и удобным для всех».

То есть, у всех трех сторон нашлись дела в Европе. Значит, и у кого-то с европейской стороны есть дело, которое он намерен обсудить с российскими представителями? По крайней мере, это было бы логично.

Сама Швейцария как принимающая переговоры страна тоже выглядит логично, сохраняя статус относительно нейтральной площадки, хотя и присоединилась к антироссийским санкциям, осуждала действия нашей страны и представляла Украине финансовую помощь. Но с повесткой ЕС она официально не связана.  

Как полагает политолог-американист, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, Женева была утверждена во время недавнего визита в Россию главы МИД Швейцарии, действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Иньяцио Кассиса. Его принял российский коллега Сергеей Лавров.

Политолог видит, как реальную опцию, и перспективу посредничества Швейцарии в части контактов с европейской стороной: «мы знаем, что Европа проявляет к этому большой интерес», – отметил он, уточнив, что контактировать Россия готова «не со всеми, естественно, а с теми, кто готов выступать с менее враждебных позиций».

Мединский возвращается

Помимо изменения локации переговорного раунда, последовала значимая перемена и в составе нашей делегации. Как рассказал Дмитрий Песков, ее возглавит помощник президента РФ Владимир Мединский. Напомним, что он был руководителем российских переговорщиков в 2025 году в Стамбуле, в то время как в конце января и начале февраля в Абу-Даби Россия была представлена делегацией во главе с начальником Главного управления Генерального штаба адмиралом Игорем Костюковым.

Наряду с тем, что после покушения на своего зама генерал Костюков, хотя человек он наверняка и выдержанный, скорее всего просто порвет любого, кто на одной стороне с террористами – а по словам политолога, «имел бы все основания занимать за столом переговоров крайне жесткую позицию и был бы абсолютно прав», логично предположить за предыдущими раундами переговоров военную специфику, а предстоящий – рассматривать, как политический: собственно условия мира и вопросы послевоенного характера.

Так, надо втолковать украинским визави, а заодно европейским политикам (вот тут и Швейцария), что про планы т. н «коалиции желающих» разместиться бивуаком поближе к гарным дивчинам и галушкам если вообще и говорить, то после, а не до принятия обязывающих решений по территориальному урегулированию, что поддержано теперь и Соединенными Штатами.

Spirit of Anchorage

Дмитрий Суслов отмечает, что в ходе целой серии недавних интервью и заявлений главы МИД России Сергея Лаврова была высказана неудовлетворенность способностью Белого дома обеспечить реализацию договоренностей, достигнутых в августе 2025 года на переговорах президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа в Анкоридже на Аляске.

Своевременность такого напоминания американцам про Аляску в том, что это будут первые (в логике вышесказанного) собственно политические переговоры в трехстороннем формате, то есть, подчеркнем, с участием делегации США, от которой и требуется выступать в соответствие с «духом Анкориджа». Мол, ладно, до сих пор у вас не получалось донести до ваших киевских клиентов этот дух, но теперь все синхронизировалось (согласно по обыкновению удачному выражению Дмитрия Пескова) и давайте, не подкачайте. А уж мы поддержим.