Слухи о кончине перспективной боевой авиационной системе (FCAS) или, если проще, о разрекламированном новом европейском истребителе 6 поколения, разрабатываемом Германией и Францией, судя по всему, не являются преувеличением. ВВС ФРГ и Франции не получат истребитель нового поколения в ближайшие годы и в том, в каком предполагалось без малого 10 лет назад. Тогда, в 2017 году, лидеры двух главных экономик Европы заявили о запуске нового проекта, который обошелся европейским налогоплательщикам как минимум в 100 млрд евро, но до сих пор не принес каких-либо результатов.
Кончина проекта наступила, как всегда, не вовремя, когда он жизненно необходим охваченной милитаристским угаром Европе, готовящейся воевать с Россией. Кроме этого, она нанесла очередной удар по и без того непростым отношениям между Берлином и Парижем, определяющим ситуацию на континенте последние годы.
О скорой и неминуемой кончине проекта объявило издание Handelsblatt. О многом говорит тот факт, что фактический некролог напечатало авторитетное деловое издание, которое слишком дорожит своей репутацией, чтобы публиковать непроверенные факты. Едва ли поможет оживить истребитель отчаянная попытка президента Франции Эмманюэля Макрона, который после выхода статьи в немецкой газете категорически опроверг «смерть» проекта в интервью газете Monde.
«FCAS первоначально планировался как совместный проект равных партнеров и долго казался таким,- написали в Handelsblatt зампредседателя Промышленного профсоюза металлистов (IGM) Юрген Кернер и глава Немецкой аэрокосмической ассоциации (BDLI) Мария-Кристина фон Хан.- Но те люди, которые сейчас требуют полный контроль (над проектом), не должны удивляться последствиям…»
Авторы статьи говорят о напряженных отношениях между двумя главными авиакомпаниями, работающими над FCAS: немецким авиаконцерном Airbus и французским Dassault Aviation, которые уже не первый год спорят не только о фундаментальных характеристиках нового истребителя, но и обо всем остальном, т.е., как говорится, пытаются перетянуть одеяло на свою сторону. Несмотря на то, что авторы «некролога» в Handelsblatt тактично написали о том, что партнеры долго оставались равными, на самом деле яростные споры как по пустякам, так и по серьезным вопросам начались едва ли не с первого дня и в конечном счете сводились к тому, того, кто главнее.
«Французы хотят, чтобы он нес ядерное оружие, они за более легкий самолет,- рассказала лондонскому изданию Telegraph эксперт по вопросам безопасности при Европейском совете по международным отношениям (ECFR) Ульрика Франке.- Немцы хотят создать самолет, который будет летать дальше. Т.е. оба разработчика с самого начала по-разному понимали задачи, стоящие перед FCAS…»
В Dassault Aviation, компании, специализирующейся на военных самолетах, считают, что вклад немецкой стороны должен быть исключительно финансовым, т.е. Airbus должен финансировать проект и больше в нем никак не участвовать. Многое о позиции французских авиастроителей говорят слова главы Dassault Эрика Траппье, произнесенные им в прошлом году: «Не хочу показаться самоуверенным, но мне более чем хватает моего опыта и способностей в создании боевых истребителей».
Траппье имел в виду, что французская компания самостоятельно создает очень неплохие истребители «рафаль», а их немецкие коллеги за 80 лет после Второй мировой войны так не смогли создать ни одного своего военного самолета.
Дров в огонь разногласий подбросила и министр обороны Франции Катрин Вотрен, заявившая недавно: «Германия сейчас не в состоянии создавать самолеты».
Французы также опасаются, что немецкие коллеги попытаются в процессе работы выведать у них секреты и воспользоваться ими. Какой бы конспирологической ни казалась эта мысль, она имеет право на существование, потому что Airbus и Dassault являются конкурентами.
«Границы (в проекте) сейчас, как в тумане,- рассказал Telegraph французский источник в марте 2024 года во время очередного обострения отношений между партнерами.- Стороны постоянно пытаются забраться на территорию друг друга».
Немцев намеки на их некомпетентность в военной авиации обижают. Они соглашаются, что действительно десятилетиями уделяли безопасности недостаточно внимания, но после 2022 года в этом отношении все кардинально изменилось.
В Париже существуют подозрения, что Германия может охладеть к FCAS и переключиться на другой проект – Глобальную программу боевой авиации (GCAP), истребитель-невидимку 6 поколения «Буря», который разрабатывают сейчас британские, итальянские и японские авиастроители. Несмотря на то, что этот проект открылся в 2022 году, истребитель должен быть готов уже к 2035 году. Что касается FCAS, к слову, то он по графику должен поступить на вооружение не раньше 2040 года.
Опасения французской стороны имеют под собой основания: в январе лидеры Германии и Италии подписали крупное соглашение о расширении сотрудничества в сфере обороны.

