Согласно последним выкладкам Управления конгресса США по бюджету, размер госдолга Америки сейчас составляет 38,6966 трлн долларов. 31 трлн госдолга составляет публичный долг, т.е. задолженность населения. Это почти 100% от ВВП первой экономики планеты.
К 2030 году, считают в упомянутом управлении, этот показатель превысит 106% от ВВП, антирекорд, установленный в 1946 году, сразу после окончания Второй мировой войны; а еще через 6 лет, т.е. в 2036 году он вырастет до 120% от ВВП. Обслуживание госдолга через 10 лет более чем вдвое превысит сегодняшний показатель и достигнет 2,1 трлн долларов, что еще больше увеличит дефицит бюджета.
Ключевым драйвером роста стоимости обслуживания госдолга, считает Fortune, является доходность американских гособлигаций, т.е. трежерис, которые выпускает Министерство финансов США для финансирования огромного долга и дефицита. После нескольких лет очень низкой доходности она, из-за еще недавно довольно высокой ключевой ставки Федрезерва, неконтролируемым заимствованиям и тревоге относительно непредсказуемости финансовой политики нынешней администрации Белого дома, начала быстро расти.
В очередном тревожном прогнозе конгрессменов обращает на себя внимание то, что темпы развития американской экономики ниже ожидаемых. Так, после роста ВВП США в 2025 году (без учета инфляции) на 4,1%, в этом году они снизятся, по прогнозам, до 3,9%, а в 2027 году – до 3,8%.
Сейчас средняя процентная ставка минфина США составляет 3,316%. В этом году, прогнозирует СВО, она повысится до 3,4%. Ставка продолжит расти и достигнет к 2036 году уже 3,9%. На этот рост придется почти половина роста ставки в предстоящем десятилетии.
«Долг приближается к рекордным отметкам, дефицит более чем вдвое превышает заявленные (минфином) цели, а процентная ставка совсем вышла из-под контроля, — говорится в новом прогнозе Управления конгресса по бюджету. — Во второй части предстоящего десятилетии, по нашему базовому прогнозу, средняя процентная ставка по всему госдолгу превысит номинальный рост экономики, что даст толчок раскручиванию долговой спирали».
Политики, опасаясь негативной реакции населения на жесткую экономическую политику, часто указывают на значительный рост экономики как на альтернативу сдерживания госдолга в долгосрочной перспективе. Но угроза того, что темпы роста процентной ставки превысят темпы развития экономики, опровергает эти надежды и вынуждает прибегать к более сильнодействующим мерам для предотвращения полномасштабного кризиса.
При этом Комитет за ответственный федеральный бюджет, как подчеркивает журнал Fortune, предупреждает, что в действительности ситуация выглядит даже еще хуже вышеупомянутого прогноза. Да, высокие доходы от трамповских тарифов несколько замедлили в прошлом году рост дефицита, но у тарифной политики президента Трампа нет крепкой юридической основы. Если Верховный суд США признает президентские тарифы незаконными, то дефицит к 2036 году вырастет не до 3,1 трлн долларов, а до 3,8 трлн долларов, а долг – не до 120% от ВВП, а до 136%!
«Эти цифры резко увеличивают вероятность раскручивания долговой спирали и финансового кризиса», — бьют тревогу аналитики CRFB.
Конечно, экономика США, уже не раз доказывавшая свою стойкость, может и превзойти по темпам роста указанный прогноз. Это, конечно, несколько улучшит динамику роста госдолга, особенно, если искусственный интеллект поможет существенно повысить производительность труда. В бюджетном управлении американского конгресса соглашаются, что их прогноз носит в целом консервативный характер. В нем, к примеру, рост ВВП за счет повышения производительности благодаря ИИ в этом году составит всего лишь 0,1%, а к 2036 – 1%.

