Коммунистический Китай начал скупку капиталистических фирм по всему миру

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
17 февраля 2026, 14:19

Зарубежную экспансию китайского бизнеса питает высокая конкуренция на родине.

Depositphotos
Читайте Monocle.ru в

Объем слияний и поглощений (M&A) китайских компаний в январе 2026 года вплотную приблизился к 12 млрд долларам. Причем, в списке приобретений есть достаточно известные компании, например, немецкий производитель спортивной одежды и аксессуаров Puma SE и канадская горнодобывающая компания Allied Gold Corp. У возвращения на рынок M&A простые и, как всегда для Поднебесной, вполне прагматические причины. В Китае сейчас резко выросла конкуренция, что автоматически сузило возможности для достижения успехов. К тому же, китайские компании резко усилились в финансовом плане, что придало им уверенности.

К примеру, гонконгский Hang Seng Index вырос в 2025 году на 28%, а годом ранее – на 18%. Он продолжает быстро расти и в текущем году. Достаточно сказать, что в январе он достиг максимума за 4,5 года. Все это заставило Пекин снять или существенно ослабить ограничения, введенные приблизительно 10 лет назад, и благословить китайский бизнес на зарубежную экспансию и приобретение стратегических активов за границей.

Январский показатель по M&A является максимальным после 2017 года. Китайский бизнес явно соскучился по зарубежным приобретениям, количество которых в последние годы резко уменьшилось из-за ограничений, введенных после астрономических расходов компаний на приобретения за рубежом. Показательным в этом отношении является очень громкий скандал с банкротством HNA Group Co., «надорвавшейся» после покупки таких известных компаний, как Hilton Worldwide Holdings Inc. и Deutsche Bank AG.

«Мы заметили резкий рост интереса Китая к внешним M&A, — цитирует Bloomberg главу отдела M&A в BNP Paribas SA Ричарда Гриффитса. — Сейчас они прорабатывают множество вариантов поглощений. Считаем, что в 2026 году мы еще увидим немало крупных сделок... Очень высокая конкуренция на китайских рынках, заставляет китайские компании уходить за границу. Больше всего китайцев интересует Европа».

«Мы ожидаем роста числа зарубежных приобретений китайских компаний на рынках с не очень сильными заградительными барьерами и в менее чувствительных отраслях экономики, — объясняет партнер шанхайской компании Bain & Co. Нэнси Чжэн. — В Азии, Канаде и на ряде европейских и латиноамериканских рынков их (китайские компании) приветствуют».

Достаточно сказать, что позиции китайского бизнеса довольно крепки, например, на энергетическом рынке Чили, где у двух крупных китайских компаний: China Southern Power Grid Corp. и State Grid Corp. of China крупные пакеты акций в наиболее крупных чилийских компаниях. China Southern Power, например, недавно попыталась увеличить свой пакет в Transelec SA, составляющий сейчас 28%, еще на 4 млрд долларов. Правда, окончательных результатов по этой сделке еще нет.

Большие аппетиты у китайского бизнеса и на рынках розничной торговли и производства потребительских товаров. Так, китайский лидер в этой сфере Luckin Coffee Inc., который обошел Starbucks Corp. в КНР, планирует для укрепления своих позиций на международных рынках и расширения сегмента премиального кофе ряд крупных приобретений, включая покупку Blue Bottle Coffee у Nestle SA’. В планах и приобретение Costa Coffee у Coca-Cola Co.

Сразу несколько китайских компаний, включая HSG (бывшая Sequoia Capital China), хотят купить у австрийского миллиардера Андреаса Кауфмана и Blackstone Inc. легендарную немецкую компанию Leica Camera AG. В прошлом году HSG приобрела итальянского производителя обуви Golden Goose и контрольный пакет акций изготовителя аудиооборудования Marshall Group AB. А гонконгская FountainVest Partners купила большой пакет акций Eurogroup Laminations SpA.

Конечно, не все проходит так гладко, как хотелось бы, потому что китайцы вторгаются в стратегические отрасли.

Китайская корпорация Aluminum Corporation of China (Chinalco) вместе с горнодобывающим гигантом Rio Tinto Group хотят купить контрольный пакет акций бразильского производителя алюминия Cia. Brasileira de Alumínio (CBA).

Высока активность китайского бизнеса и на рынке критически важных металлов. Так, CMOC Group недавно купила бразильские активы Equinox Gold Corp., а Jiangxi Copper Co. согласилась приобрести добывающую компанию SolGold Plc. Обе сделки — с 9 нолями.

Конечно, не обходят китайские бизнесмены стороной и такой ультрасовременный сектор, как дата-центры с инфраструктурой. Здесь наиболее яркий пример экспансии компания DayOne Data Centers Ltd., инвестирующая миллиарды долларов в строительство дата-центров в Юго-Восточной Азии и планирующая IPO в США.