Первый день в Женеве или о трудностях сверки швейцарских часов

Михаил Захаров
обозреватель онлайн-редакции журнала «Монокль»
18 февраля 2026, 00:00

18 февраля в швейцарской Женеве продолжится третий раунд трехсторонних переговоров Россия – США – Украина. Накануне, в первый день начато обсуждение ключевых политических вопросов, а тем временем к столу переговоров непрошенными гостями лезли европейцы. Но само по себе то, что круг обсуждаемых вопросов был заметно расширен по сравнению с предыдущими раундами, дает основания для оптимизма относительно хода диалога.

Екатерина Чеснокова/POOL/ТАСС
Швейцария. Женева. Заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Галузин, помощник президента РФ Владимир Мединский и начальник главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ адмирал Игорь Костюков ( слева направо) во время трехсторонней встречи делегаций России, США и Украины.
Читайте Monocle.ru в

Для начала стоит отметить, что переговоры трех стран идут в закрытом для прессы режиме, без пресс-конференций, наша сторона их ход не комментирует, акцентируя внимание на том, что огласка деталей может грозить срывом переговорного процесса. Как ранее заметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, дипломатический диалог «любят тишину». 

И на этот раз пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил, что по итогам первого переговорного дня в Женеве, 17 февраля новостей ждать не стоит.

Но что все же можно сказать о состоявшейся во вторник встрече делегаций?

Положительным моментом можно назвать то, что взятый с начала этого года высокий темп переговоров не сбавляется – стороны активно продолжают взаимодействие, несмотря на недавние конфронтационные заявления и действия со стороны Киева. Да, Украина, в своей обычной манере, упирается, требует и провоцирует, как недавно это было на Мюнхенской конференции по безопасности, но из переговоров не выходит.

Возможно, потому что помнит недавний настойчивый призыв американского президента Дональда Трампа быть сговорчивее. Напомним, на днях глава Белого дома призвал президента Украины Владимира Зеленского двигаться к завершению конфликта, «иначе он упустит прекрасную возможность».

А сам Трамп, вероятно, помнит призывы российской стороны выступать в соответствие с «духом Анкориджа». Мы-то готовы поддержать: наша делегация на переговорах в Женеве получила указания действовать в духе пониманий, достигнутых на саммите на Аляске, отмечал на днях заместитель главы МИД России Сергей Рябков, но ведь прогресс диалога задерживают именно киевские клиенты Вашингтона.

Кроме того, нельзя не упомянуть, что по сравнению с мероприятиями в Абу-Даби в январе-феврале этого года, сейчас на столе переговоров куда больше вопросов: от обсуждения технических аспектов завершения боевых действий, которые были в предыдущих раундах, они перешли к широкой повестке – это тоже позитивно. И Россия, кстати, недвусмысленно дала это понять знаковой переменой в составе своей делегации.

Напомним, на прошлой неделе громкой новостью – и это помимо не самого ожидавшегося известия о переносе места переговоров сторон из ОАЭ в Швейцарию – стало возвращение в дипломатический процесс помощника президента РФ Владимира Мединского, который снова возглавил российскую делегацию – ранее он уже выполнял эту роль в 2022 и 2025 годах. 

Как рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, такая перемена объясняется тем, что в предыдущих раундах переговоров в столице ОАЭ Абу-Даби, обсуждались вопросы безопасности, которые касались непосредственно военных – так что вполне логично, что нашу переговорную группу тогда возглавлял начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ Игорь Костюков.

«На этот раз имеется в виду обсуждать более широкий спектр вопросов, включая, собственно, главные вопросы, которые касаются и территорий, и всего остального. Которые, собственно, связаны с теми требованиями, которые мы имеем», – пояснил представитель Кремля. – «Здесь уже необходимо присутствие главного переговорщика, то есть, Мединского».

А еще в силу расширения круга обсуждаемых вопросов был расширен и состав нашей делегации: Москву в Женеве представляет более 20 человек, и в частности туда прилетел принимавший участие в стамбульских переговорах заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин. 

Отметим отдельно, что диалог Россия ведет не только по этой линии. В Швейцарию прибыл спецпредставитель президента России, глава РФПИ Кирилл Дмитриев, который работает по отдельному треку – в рамках группы по экономическому сотрудничеству с США.

Так что же за «большие темы и большие компромиссы», как их охарактеризовал источник ТАСС, обсуждали сегодня стороны в ходе напряженной шестичасовой беседы в женевском отеле InterContinental?

В беседе с «Моноклем» политолог-американист, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов полагает, что повестка дня касалась, в первую очередь, чисто политических проблем. По мнению эксперта, одним из самых приоритетных ее пунктов стал пресловутый территориальный вопрос.

«Собственно, он обозначается сторонами как наиболее болезненный, по которому Зеленский категорически не хочет делать какие-то уступки, и именно он ставится во главу угла в качестве возможного ключа к урегулированию или, наоборот, причины провала попытки урегулирования», – говорит наш собеседник.

Как продолжает Суслов, также, безусловно, обсуждался вопрос гарантий безопасности, последовательности и характера их предоставления Украине.

«Напомню, что Зеленский настаивает на том, чтобы сначала Соединенные Штаты подписали юридически обязывающее соглашение с Украиной по гарантиям безопасности, а потом уже достигалось мирное урегулирование, что ставит все с ног на голову», – поясняет политолог. – «А Соединенные Штаты, наоборот, говорят, что гарантии безопасности могут быть предоставлены только после мирного урегулирования, и, безусловно, не хотят брать на себя обязательства, которые могли бы втянуть их в нежелательную войну с Россией».

Помимо очевидных трудностей с достижением компромисса по этим ключевым вопросам переговорный трек может подстерегать и еще одно негативное обстоятельство, подчеркивает эксперт: пороги отеля InterContinental настойчиво обивают европейцы. В Женеве объявились представители Великобритании во главе с советником по безопасности британского премьера Джонатаном Пауэллом, а также Германии, Франции и Италии. 

«Мы видим, что европейцы не мытьем так катанием, без всякого приглашения пытаются проникнуть в переговорный процесс, вклиниться туда», – рассказывает Дмитрий Суслов. – «И представители европейцев параллельно с переговорами проводят встречи с американскими и с украинскими переговорщиками. Эти усилия нацелены на срыв или максимальное затруднение переговорного процесса. Это главное, что на сегодняшний день вызывает определенную тревогу».

Пока что трудно сказать, насколько им удастся достичь своих целей, а женевской встрече сохранить конструктив: консультации по урегулированию украинского конфликта продолжатся в среду. Но очевидно, что Россия не намерена делать идти на односторонние компромиссы себе во вред. 

Это, кстати, сегодня косвенно признал бывший американский посол в Польше Дэниел Фрид, заявив, что уступки, которых США удалось добиться от европейцев и украинцев в ходе переговоров, впечатляют, а в отношении Москвы такое сказать невозможно.

О результатах диалога сторон в Швейцарии станет известно лишь после второго переговорного дня, так что стоит ориентироваться на появление новостей по его итогам.