Дикий провал и большие возможности

Юрий Шурыгин
16 января 2017, 00:00

В этом году экспортеры России покажут худший результат за последние десять лет. И несмотря на демонстрацию крайней заинтересованности в росте экспорта, федеральные чиновники больше внимания уделяют не работе с экспортерами, а формированию за счет государства финансовых ресурсов для обеспечения своей будущей коммерческой деятельности

Читайте Monocle.ru в

Одним из заметных итогов 2016 года стали многочисленные инициативы, направленные на поддержку российского экспорта. Тема экспорта отечественной продукции и товаров превратилась в один из популярных трендов, а лозунг «От импортозамещения — к экспорту» стал одним из хитов уходящего года. В связи с этим интересно разобраться, что действительно происходит с российским экспортом и каковы перспективы отечественных экспортеров в 2017 году.

Немного статистики

Надежных источников информации об экспорте товаров и услуг — кроме ФТС и Центрального банка России — нет. Да и те не слишком балуют степенью детализации и наглядности. Тем не менее именно на статистику ФТС России целесообразно опираться при оценке результатов экспортной деятельности российских предприятий.

Данные для анализа российского экспорта за весь 2016 год появятся не раньше февраля 2017-го, поэтому начнем с официальных результатов первых трех кварталов прошлого года.

В январе—сентябре 2016-го объем всего экспорта России составил 200 млрд долларов, что на 54 млрд (или на 21%) меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Объем несырьевого экспорта —131 млрд долларов, на 37 млрд (или на 22%) меньше. Объем высокотехнологичного экспорта — 19 млрд долларов, на 2 млрд (или на 6%) меньше.

Результаты четвертого квартала будут не намного лучше, и общий объем экспорта по результатам 2016 года едва ли превысит 275 млрд рублей. Формально, это будет худший результат за последние десять лет.

При желании, конечно, можно поупражняться в трактовке определений и толковании результатов, но дополнительных средств в экономику это не принесет. Равно как и не изменит того факта, что по сравнению с 2013 годом доходы от экспорта товаров сократились в два раза. Обещания чиновников вдвое увеличить российский экспорт раза к 2020 году в лучшем случае приведут к восстановлению экспортных позиций России четырехлетней давности.

Сложности экспортеров

Интересно понять, что мешает развитию несырьевого экспорта в России. Ответ на этот вопрос может быть очень разным в зависимости от того, к кому он будет обращен.

Государственные служащие, в задачу которых входит поддержка экспортеров, как правило, ссылаются на неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, трудности с привлечением финансирования в экспортные проекты, а также на отсутствие интереса и достаточной мотивации у самих предпринимателей. Иногда чиновники упоминают о различных барьерах для экспортеров — бюрократических, таможенных, а также о сложностях с доступом к интересующей экспортеров информации. Все эти аргументы в большей или меньшей степени соответствуют действительности, но вовсе не являются определяющими для предпринимателей. С точки зрения бизнеса, обладающего экспортным потенциалом, приоритетность проблем и барьеров выглядит совсем по-другому.

У нас все сложно

Начать хотя бы с того, что статью 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств» никто не отменял. Отгрузила, скажем, российская компания продукции иностранному заказчику на 30 млн рублей, а последний оплатил только 20 млн. Чем это может грозить экспортеру кроме очевидных финансовых потерь? Лишением свободы на срок до трех лет. Или вот так: у нашего предприятия есть портфель заказов на 15 млн долларов, иностранные заказчики своевременно оплатили 14,25 млн, а окончательно рассчитаться у них сейчас нет возможности. Что тогда? Недополученные 750 тыс. долларов (по текущему курсу) квалифицируются российским законодательством как преступное деяние со стороны экспортера «в особо крупном размере». А это уже предусматривает до пяти лет лишения свободы.

Несколько лет назад российское страховое агентство ЭКСАР разработало и начало внедрять страховые продукты, предусматривающие не только частичную компенсацию потерь в случае неоплаты поставок зарубежными контрагентами, но и освобождение экспортеров от ответственности — прямо как карточки «Освобождение из тюрьмы» в игре «Монополия». Но проблема в том, что на практике воспользоваться этими продуктами могут далеко не все экспортеры. Да и сроки рассмотрения агентством заявок на страховые продукты — от двух месяцев — зачастую делают сам запрос экспортера бессмысленным. Иностранный покупатель в большинстве случаев не готов так долго ждать ответа на вопрос, смогут ли с ним работать российские производители на условиях постоплаты. Немецкое страховое агентство Euler Hermes, также работающее в России, аналогичный вопрос рассматривает в течение 48 часов.

Российский экспортер «попадает» на штрафы даже в случае, когда иностранный партнер немного переплачивает — пусть даже всего один доллар — по причине того, что он, например не до конца уверен, кто должен оплатить комиссию за международный банковский перевод и закладывает это в размер платежа.

Наше законодательство в сфере внешней торговли, увы, далеко не «самое гуманное законодательство в мире». Обязательные камеральные проверки со стороны налоговой службы при возврате «экспортного НДС» отнюдь не добавляют экспортерам уверенности в завтрашнем дне и желания поскорее заключать новые экспортные контракты. В некоторых регионах экспортеры, по их признанию, вообще не закладывают возможность возврата экспортного НДС в экспортную стоимость товаров: «Не хотим бодаться с налоговой — себе дороже будет».

Так что «кошмарить» экспортеров, особенно начинающих, государственные органы не просто могут, но и, строго следуя букве закона, считают своим долгом.

Одни из немногих государственных служащих, обладающих контрольными функциями, кто не дергает экспортеров по пустякам, — это таможенные инспекторы. Таможенное декларирование и документооборот вещь достаточно сложная, и нередко экспортеры не пытаются решить эти задачи самостоятельно, а обращаются к профессиональным участникам ВЭД — таможенным представителям — за оформлением необходимой документации. Это облегчает работу и экспортеру, и таможенному инспектору.

Во всем мире поддержка экспортеров осуществляется по отраслевому принципу, то есть государство сначала формулирует приоритеты и ставит задачи развития наиболее значимых отраслей и секторов экономики, а существующий инструментарий поддержки экспорта уже «затачивается» под решение конкретных отраслевых задач.

В России же система и программы поддержки экспорта создавались по принципу «сырьевой, несырьевой, высокотехнологичный», и системы отраслевой поддержки экспортеров у нас пока нет. В результате экспортеры остаются один на один со своими проблемами, а эффективность такой «веерной» поддержки снижается. При хорошем раскладе реализация отраслевого подхода может быть запущена в 2017 году.

Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед экспортерами, — кадры. Опытных экспорт-менеджеров, особенно в регионах, катастрофически не хватает. Поэтому можно только приветствовать образовательные проекты Российского экспортного центра, нацеленные на обеспечение начинающих экспортеров полезными знаниями. Но, какими бы интересными полученные знания ни были, стать экспортером можно только получив практический опыт.

Ну и, конечно, отсутствие понятных «коробочных» продуктов по финансовым инструментам, как кредитным, так и страховым, ставит российских экспортеров в неравное положение по сравнению с их иностранными конкурентами.

Экспортная сверхдержава

Однако, несмотря на сложную внешнеэкономическую конъюнктуру, действительно определившую скромные экспортные результаты минувшего года, у России есть потенциал в корне изменить ситуацию.

По целому ряду несырьевых товарных позиций российские компании уже сегодня занимают верхнюю строчку и являются крупнейшими мировыми экспортерами.

Товарные позиции, по которым Россия является крупнейшим в мире экспортером 32-03.jpg
Товарные позиции, по которым Россия является крупнейшим в мире экспортером

Существует также множество товарных позиций, по которым Россия входит в пятерку мировых лидеров с возможностью увеличения объемов экспорта.

По-настоящему развить в России экспорт несырьевых товаров получится только тогда, когда будет поставлена амбициозная задача войти в число лидеров мирового экспорта и стать экспортной сверхдержавой. Постановка такой задачи автоматически нацелит государственную работу по поддержке экспорта на достижение конкретных целей, побудит государственные структуры внимательно отслеживать спрос на международных рынках, появление новых ниш и поддерживать наиболее перспективные отрасли, способные увеличить экспортные доходы государства.

Конечно, нам необходимо поддерживать и развивать экспорт продукции авиа- и судостроения, железнодорожной и автомобильной техники, строительство за рубежом объектов энергетики и систем связи. Развитие экспорта вооружений и военной техники также отвечает долгосрочным интересам России. Однако при этом важно не забывать, что наряду со стратегическими задачами государства есть и чисто коммерческие интересы российских производителей. Отделить стратегические приоритеты от коммерческих можно, оценивая необходимость предоставления долгосрочных кредитов зарубежным заказчикам. Большая часть коммерческих проектов не требует государственного лоббирования и финансирования.

Среди перспективных направлений экспорта, обладающих хорошим коммерческим потенциалом, можно выделить экспорт сельхозпродукции и продуктов питания, экспорт услуг частных военных компаний, въездной туризм, экспорт образовательных услуг, IT-технологий и розничную онлайн торговлю.

Динамика экспорта российских товаров: с января 2015 года по сентябрь 2016 года. Динамика экспорта российских товаров: 2006-2015 годы. 32-01.jpg
Динамика экспорта российских товаров: с января 2015 года по сентябрь 2016 года. Динамика экспорта российских товаров: 2006-2015 годы.
Ключевые страны - импортеры российской сырьевой продукции в январе-сентябре 2016 года. Ключевые страны - импортеры российской несырьевой продукции в январе-сентябре 2016 года 32-02.jpg
Ключевые страны - импортеры российской сырьевой продукции в январе-сентябре 2016 года. Ключевые страны - импортеры российской несырьевой продукции в январе-сентябре 2016 года

Экспорт сельхозпродукции и продуктов питания

По оценкам Минсельхоза, экспорт сельскохозяйственной продукции из России по итогам 2016 года составит около 15 млрд долларов. К 2018 году правительство планирует довести объемы экспорта до 19 млрд. Основной экспортный товар этой категории — зерно. Объемы экспорта зерна в сезоне 2016/17 вырастут на 3% и составят 35 млн тонн. При этом, по словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, Россия способна увеличить экспортный потенциал по зерну до 50 млн тонн к 2030 году.

Основные рынки сбыта — Ближний Восток и Северная Африка, а расширять географию экспорта планируется за счет поставок в Китай и другие страны Азии.

Важную долю в российском экспорте занимает экспорт мороженой рыбы, особенно минтая. Объемы экспортных поставок этой продукции за первые три квартала 2016 года составили 610 млн долларов.

Хорошие экспортные перспективы у мяса птицы, свинины и говядины. Особенно если Китай и ряд ближневосточных стран снимут действующие ограничения.

Большой популярностью за рубежом пользуются различные виды российских масел.

Интересные возможности открываются для экспортеров российских дикоросов — ягод, орехов, грибов, — когда они начнут поставлять продукцию конечным потребителям за рубежом, а не продавать ее иностранным перекупщикам.

Экспорт российских продуктов питания в Китай и Индию имеет перспективы стать существенной статьей доходов российских производителей. И дело не только в растущем среднем классе в этих странах и в хорошей репутации российских продуктов питания как экологически чистых товаров. По многим позициям российские продукты питания достаточно конкурентоспособны по цене.

Ну и, конечно же, хорошие шансы на успех имеет экспорт российских продуктов в Европу, особенно в Западную и Северную. Общий объем экспортных поставок продуктов питания в Европу за первые три квартала 2016 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 206,7 млн долларов. Основные направления экспорта — Германия, Молдавия, Латвия, Великобритания и Финляндия, а основные экспортируемые товары — водка, орехи и кондитерская продукция, включая шоколад.

Товарная структура сырьевого экспорта в ключевые страны-импортеры 32-04.jpg
Товарная структура сырьевого экспорта в ключевые страны-импортеры

Силовая поддержка экспортеров

Работая на зарубежных рынках, российские компании часто сталкиваются с необходимостью обеспечить безопасность объектов и персонала. Эта тема особенно актуальна для крупных российских компаний, участвующих в зарубежных инфраструктурных проектах.

Решением подобных задач занимаются специализированные частные военные и охранные компании (ЧВОК) — private millitary and security companies. Такие компании оказывают консультационные услуги, услуги по охране объектов, транспортировке и сопровождению грузов, занимаются тренировкой персонала — разрабатывают и проводят специальные образовательные программы.

В ряде случаев поручить вопросы безопасности зарубежным специалистам не представляется возможным или целесообразным. Привлечение российских экспертов связано с правовыми сложностями, поскольку соответствующее законодательство в России отсутствует и деятельность ЧВОК не регулируется.

Эксперты оценивают объемы мирового рынка частных и военных услуг в диапазоне от 250 до 400 млрд долларов. Несмотря на то что основными заказчиками выступают иностранные государства и ведомства, значительную часть заказов формируют транснациональные корпорации.

Легализация деятельности отечественных ЧВОК за рубежом отвечала бы интересам крупных российских экспортеров и позволила бы российским специалистам занять достойное место на быстрорастущем международном рынке военных услуг.

Въездной туризм

Сегодня Россия уверенно входит в десятку наиболее посещаемых иностранными туристами стран мира, а въездной туризм — одно из перспективных направлений развития экспорта услуг.

По итогам 2015 года доходы российской экономики от въездного туризма превысили 12 млрд долларов. По итогам первых трех кварталов 2016-го рост числа туристов из Китая составил 15%, Индии — 18%, Ирана — 72%. В целом же по итогам года ожидается, что число иностранных туристов вырастет на 5–10% и количество зарубежных гостей постепенно приблизится к желанному порогу — 30 млн человек в год.

Наибольший интерес зарубежные туристы проявляют к культурно-познавательному отдыху в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя иранцы, например, предпочитают Сочи. Интерес к пляжному отдыху в России тоже растет.

Основными факторами, стимулировавшими рост числа иностранных гостей, стали слабый рубль, увеличение доходов представителей среднего класса в Китае и Индии, а также интерес иностранных партнеров к развитию приграничного сотрудничества.

К сожалению, некоторые представители региональных властей не считают необходимым развивать региональную туристическую инфраструктуру. По их мнению, закрытие выезда за границу для представителей российских правоохранительных органов обеспечит поток внутренних туристов на годы вперед.

В первом квартале 2017 года Ростуризм планирует запустить программу «Русское гостеприимство», направленную на создание комфортной среды для иностранных туристов. В рамках программы действующий проект «Чайна Френдли» будет интегрирован с новыми проектами «Индия Френдли», «Халяль Френдли» и др.

С точки зрения развития въездного туризма 2017 год станет генеральной репетицией перед существенным увеличением потока иностранных гостей во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Пока еще остается время завершить модернизацию региональной туристической инфраструктуры.

Ключевые страны — импортеры российской высокотехнологичной продукции в январе—сентябре 2016 года 32-05.jpg
Ключевые страны — импортеры российской высокотехнологичной продукции в январе—сентябре 2016 года

Экспорт знаний

Общий объем мирового экспорта образовательных услуг (как высшего, так и послевузовского образования) оценивается экспертами в 200 млрд долларов. На сегодняшний день Россия с 1,46 млрд занимает менее 1% рынка по результатам 2015 года.

При этом рост российского экспорта образовательных услуг, по оценке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, за десять лет составил более 280% в количественном выражении: со 100,9 тыс. иностранных студентов в 2005 году до 282,9 тыс. - в 2015-м. Доходы российских вузов от экспорта услуг при этом выросли более чем на 410%: с 356,2 млн долларов в 2005 году до 1462 млн в 2015-м).

Россия обладает необходимым опытом и потенциалом, чтобы кратно увеличить доходы от экспорта образовательных услуг уже в ближайшие несколько лет.

При этом экспорт образовательных услуг можно рассматривать не только как прямые доходы российской экономики или как важную составляющую продвижения концепции «русского мира». Многолетняя практика работы с зарубежными экспертами показывает, что иностранцы из числа выпускников российских вузов зачастую становятся лучшими партнерами и консультантами, а также проводниками интересов российских экспортеров на интересующих их зарубежных рынках.

IT на экспорт

Объем экспорт российских IT-решений в 2016 году достиг 7 млрд долларов. Эксперты прогнозируют значительное увеличение объемов экспорта в текущем году — до 10 млрд долларов.

Информационные технологии на экспорт — это не только всемирно известные российские антивирусные продукты «Лаборатории Касперского» или Dr. Web, но и многочисленные программные решения и платформы по автоматизации и управлению рабочими местами и процессами, системы навигации и управления движением, решения по автоматизации биллинга, различные программы обработки видео- и аудиоинформации.

Ситуация для российских производителей IT-решений складывается весьма благоприятная: государство системно подошло к поддержке национальных разработчиков и планирует увеличение объемов поддержки.

Приятно видеть, что внимание IT-экспортерам оказывается не только на федеральном, но и на региональном уровне. Например, компания iRidium mobile — разработчик платформ для управления «умными» домами и IoT-устройствами — в декабре 2016 года стала победителем конкурса «Лучший экспортер Свердловской области».

Золотая жила — розничный онлайн-экспорт

Настоящим Клондайком для российских предпринимателей станет возможность полноценно использовать электронные каналы продаж для организации экспортных поставок.

Экспортные поставки с использованием электронных торговых площадок —достаточно новый канал экспортных продаж, но он уже стал одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского экспорта. PayPal совместно с Data Insight провели исследование розничных онлайн-продаж из России за границу и оценили текущий объем экспортных поставок в 2 млрд долларов. При этом рост объемов экспортных поставок прогнозируется на уровне 32% в год.

Согласно результатам исследования, в качестве основных проблем и барьеров в развитии электронной торговли экспортеры выделяют российское таможенное и валютное законодательство, которое не позволяет организовать простую доставку товаров за границу и получение платежей от иностранных покупателей.

По оценкам Data Insight, основная часть электронного экспорта сейчас приходится на цифровые товары и игры — 35%, услуги в сфере путешествий (отели, билеты) — 26%, программное обеспечение — 9% и различные сервисы социальных сетей и сайтов знакомств — 7%. Доля материальных товаров при этом не превышает 23%. Среди основных подкатегорий — одежда и обувь, предметы ручной работы, автозапчасти и электроника.

Совсем другую оценку объемов экспорта товаров через интернет дает Минпромторг — всего 600 тыс. долларов. Практика общения с экспортерами подтверждает, что эта оценка представляется намного более адекватной.

С целью увеличения объемов экспорта материальных товаров в сентябре 2016 года «Почта России» совместно с ФТС запустила в Москве и Санкт-Петербурге эксперимент по упрощению оформления товаров на экспорт. С 15 декабря отправить посылку за рубеж в упрощенном порядке корпоративные клиенты могут в 469 центрах приема посылок в 185 городах. По заявлениям представителей «Почты России», весь процесс оформления товаров будет начинаться и заканчиваться в почтовом отделении и не требовать посещения таможенных органов экспортером. Когда система будет полностью запущена и отлажена, это станет настоящей революцией для российских производителей, эффект от которой можно будет сравнить разве что с появлением платформ Alibaba для китайских экспортеров.

Представители Alibaba, кстати, настолько умело и красиво «сделали» российских чиновников, что это заслуживает отдельного внимания. Alibabа Group попала в их поле зрения как компания, управляющая крупными международными торговыми площадками AliExpress и Tmall. Мудрые китайцы нашли, чем зацепить россиян: «Мы будем лоббировать интересы российских экспортеров в Китае», — сказали они. Этого оказалось достаточно: в России для китайских партнеров организовали приемы на высшем уровне, подписали соглашения о сотрудничестве, содействовали проведению презентаций, бесплатной рекламе и PR. Количество почтовых отправлений через AliExpress из Китая в Россию при этом, конечно же, увеличилось многократно. И все бы ничего, но только одновременно Alibabа Group лишила россиян возможности бесплатного листинга на своих площадках, а минимальную стоимость размещения подняла с 299 до 1299 долларов. Ну а для тех россиян, кто все-таки успел бесплатно зарегистрироваться на площадке, закрыли доступ к контактным данным потенциальных заказчиков из Китая. Ничего личного, просто бизнес.

Важно, чтобы такой опыт сотрудничества послужил хорошим уроком для российских чиновников при выборе новых внешнеторговых партнеров.

Герои нашего времени

Поддержка экспортеров из числа малых и средних предприятий (МСП) в России долгое время не входила в число приоритетных задач государства. В результате у нас сложилась очень необычная для мировой практики ситуация.

В России появились экспорт-менеджеры, отвечающие за развитие экспорта своих МСП, которые научились в отсутствие поддержки со стороны государства или коллег по цеху с минимальными ресурсами выводить продукцию предприятий на внешние рынки. По сути, каждый из таких специалистов выступал первопроходцем в своем деле, выстраивая организации экспортных продаж с нуля методом проб и ошибок.

При этом зачастую экспорт-менеджерам приходилось сражаться на два фронта: завоевывать доверие иностранных заказчиков и одновременно убеждать собственное руководство в перспективности развития экспортного направления для компании.

Уровень профессиональных компетенций экспорт-менеджеров при этом постоянно рос, так как для эффективной организации экспортных поставок из России необходимо не только уметь выбирать перспективные рынки сбыта, правильно оценивать их потенциал и находить перспективных внешнеторговых партнеров (дилеров, дистрибуторов, конечных заказчиков), но и уметь решать юридические вопросы, логистические задачи, разбираться в вопросах таможенного оформления и особенностях получения зарубежных сертификатов. Не говоря уже об обязательном знании практических особенностей каждого нового рынка сбыта. Деловой этикет каждой страны имеет свои особенности и нюансы, без знания которых иногда бывает просто невозможно наладить работу с местными партнерами и выстроить эффективную систему продаж.

За годы работы экспорт-менеджеры привыкли полагаться исключительно на собственные силы и к попыткам государства поддержать их в решении текущих задач отнеслись достаточно настороженно, чтобы не строить иллюзий и потом не разочаровываться в надеждах.

Практический опыт таких экспортеров МСП оказался невостребованным представителями федеральных структур ни при разработке программ развития российского экспорта, ни при создании механизмов и инструментов поддержки экспортеров.

Поначалу это вызвало у экспортеров недоумение и непонимание. Ну и, конечно, желание достучаться до сердец федеральных чиновников и рассказать им о хорошем багаже знаний и практического опыта, накопленного экспортерами за годы успешной работы. Но оказалось, что, с точки зрения многих федеральных чиновников, действующие экспортеры МСП — это «неправильные пчелы». Намного проще их игнорировать, чем пытаться выстроить с ними диалог.

Экспортеров МСП в России не слишком много. С этого года после создания и запуска реестра субъектов МСП в России появится возможность точно оценить долю малых и средних экспортеров в общем объеме российского экспорта товаров. На протяжении 2016 года, ссылаясь на ФТС России, представители федеральных структур оценивали долю экспортеров МСП в 6–6,5%.

С одной стороны, показатели совсем невысокие, с другой стороны, действующие экспортеры МСП — это авангард российских предпринимателей, наиболее активная и гибкая часть бизнес-сообщества, способная работать на новых рынках, не полагаясь на поддержку государства, оперативно адаптироваться к новым условиям и изменяющимся реалиям.

Поддержка экспортеров

Отрадно, что экспортеры МСП нашли единомышленников и хороших помощников в лице многих региональных структур поддержки ВЭД. Проект созданию региональных центров поддержки экспорта, запущенный Минэкономразвития несколько лет назад, оказался самой успешной государственной инициативой по поддержке экспорта МСП. За годы работы многие центры не только стали надежным тылом региональных экспортеров, но и научились эффективно вовлекать малый и средний бизнес в экспортную деятельность.

Экспортеры МСП высоко оценивают эффективность работы центров поддержи экспорта Югры, Удмуртии, Чувашии, Псковской, Курганской и Кировской областей. Большие надежды возлагаются на недавно созданный Центр развития ВЭД Московской области и вновь создаваемый Центр поддержки экспорта Москвы.

К большому сожалению экспортеров, деятельность федеральных структур, в задачу которых входит поддержка отечественных производителей, зачастую остается на уровне деклараций, лозунгов и пустых обещаний, а создаваемые коммерческие инструменты для экспортеров выдаются за государственные меры поддержки экспорта.

По итогам 2016 года складывается впечатление, что на данном этапе федеральные структуры больше внимания уделяют не непосредственной работе с подопечными экспортерами, а распределению полномочий и формированию за счет государства финансовых ресурсов для обеспечения своей будущей коммерческой деятельности.

Главный риск текущей ситуации в том, что стратегические инициативы руководства страны по диверсификации экономики и развитию экспортного направления усилиями федеральных чиновников рискуют превратиться в кампанейщину. Проигравшими в итоге окажутся экспортеры — как действующие, так и те, кто ими так и не стал.