Банкам больше не нужны вкладчики, особенно те, кто хотел бы разместить деньги надолго. Причина — рекордно низкая инфляция и ожидаемое снижение ставок. Процент по двухлетним депозитам примерно на 50–60 базисных пунктов ниже, чем по годовым, и далеко не все банки из топ-10 вам откроют вклад на сумму менее 50 тыс. рублей.
С другой стороны, у граждан банковские ставки вызывают все большее недоумение. А вам бы понравилось, если бы ваши доллары готовы были принять лишь под 1% (валютный депозит можно открыть сейчас не более чем под 1–1,2% годовых), а крупным инвесторам те же самые банки платили бы 9–10% годовых по еврооблигациям? Конечно, сейчас эти выпуски можно купить только с большой премией к номиналу, но все же разница существенна. В 2016 году брокеры отмечали взрывной интерес состоятельных клиентов к еврооблигациям банков, и в текущем году есть все шансы увидеть разворот массового инвестора от депозитов к ценным бумагам. К этому подталкивают не только экономические, но и налоговые и технологические изменения, которые прямо сейчас происходят вокруг фондового рынка. Если все пойдет хорошо, то сбережения наших граждан могут наконец-то начать трансформироваться в реальные инвестиции, а сами граждане станут получать больше доходов от роста бизнеса компаний и развития экономики.
Всепобеждающие бонды
Довольно долго доходности по облигациям качественных эмитентов примерно соответствовали ставкам по банковским депозитам, только с дохода по купонам гражданам надо было платить налог. Проценты же по депозитам от НДФЛ были освобождены (за исключением ставок, намного превышающих ставку рефинансирования). Вкупе со страховкой от АСВ все это делало депозит королем всех сбережений россиян (см. график 1). Но уже в этом году купоны по всем корпоративным облигациям могут быть освобождены от НДФЛ — соответствующий законопроект прошел первое чтение, Минфин дорабатывает детали. Поскольку ЦБ тут полностью на стороне инвесторов, высоки шансы, что НДФЛ будет обнулен для всех облигаций, а не только выпущенных в 2017–2020 годах, как предполагалось законопроектом изначально.
Конечно, резкого оттока денег из депозитов ждать не стоит — привычка, да и гарантированный возврат денег от АСВ сыграет свою роль (при отказе эмитента облигаций платить по долгам с вложениями придется распрощаться). Однако даже по «голубым фишкам» доходность довольно высока: 11,9% годовых у облигаций «Вертолетов России», 10,5% у «Сибура», 5,7% по еврооблигациям РЖД (см. график 2), так что желающих попробовать будет достаточно. И это не говоря уже об ОФЗ, купоны по которым уже сейчас освобождены от налогов: доходность российских госбумаг находится на уровне 8–8,5%.
Тут надо напомнить, что доход по облигациям образуется не только от купона, но и от роста цен самих облигаций. Так вот, снижение ставок означает, что этот рост неминуем. Суммарная же доходность от купонов и роста цен на долговые бумаги может оказаться двузначной даже по ОФЗ. Еще одно преимущество бондов перед депозитами — их можно продать в любой момент и точно получить накопленный за время владения купонный доход, тогда как досрочное снятие депозита всегда означает потерю процентов.
Пожинать плоды «бондизации» готовится онлайн-сервис по покупке долговых бумаг Yango. В несколько кликов со смартфона в любое время дня и ночи Yango дает возможность купить облигации российских компаний практически на любую сумму, хоть на одну тысячу рублей. Когда на бирже нет торгов, сделки проводятся на внебиржевом рынке, клиент сразу становится собственником бумаг без всяких задержек и временных лагов. Деньги и облигации хранятся в Национальном расчетном депозитарии, технически организует сделки и открывает брокерский счет (тоже в пару кликов) ИК «Септем Капитал». Основатель и генеральный директор Yango Денис Кучкин — фанат облигаций и уверен, что бондизация обязательно состоится. «Мы хотим дать людям простой продукт, очень похожий на депозит, но при этом очень гибкий со всех точек зрения, — говорит Кучкин.— Мы уверены, что у нас очень финансово грамотные, умные люди и они способны сами разобраться, на какую кнопку нажать и какую облигацию купить. Самое главное, что мы должны сделать как профессионалы — дать качественный сервис, адекватную информацию и лучшую цену. Разница в ставках, которая косвенно стала для нас заметна еще в 2013 году, надеюсь, пришла надолго — все встает на свои места. Не могут быть ставки по вкладам с гарантией государства выше, чем ставки по его облигациям!»
Через Yango можно купить только бонды — его создатели уверены, что из депозитов люди пойдут именно на долговой рынок, а не на рынок акций. «Облигации надежных компаний, особенно купленные на индивидуальный инвестиционный счет, — это альтернатива сбережениям, а акции рассматриваются нами как источник заработка, природа принятия решений по акциям и облигациям разная», — поясняет Денис Кучкин.
В Yango нет облигаций банков (кроме Сбербанка) и нет никаких «мусорных» бондов с высокой доходностью. «Мы сосредоточены на качественных эмитентах, риск дефолта которых примерно равен риску дефолта по возврату вкладов от АСВ, — поясняет Кучкин.— Через приложение доступны не все облигации, а только наиболее привлекательные в данный момент, по нашей экспертной оценке. Мы отбираем их по нескольким параметрам: кредитный риск, ликвидность бумаги, результаты первичного размещения. Кроме того, ориентируемся на возможные предпочтения широкого круга инвесторов: через Yango можно купить облигации знакомой компании, например “Магнита”, в который вы ходите каждый день». При этом для инвестора, который совершил несколько сделок и познакомился с инструментами, получил доход, купон, открывается «следующий уровень» — новый ряд эмитентов, потом еще. «Yango ориентирован на людей от 25 до 45 лет, поэтому мы делаем ставку на будущую геймификацию инвестиций», — рассказывает основатель Yango. При этом Денис Кучкин признает, что основной ключ даже не в высоких ставках, а скорее в самом сервисе — удобном и доступном 24 часа в сутки.
Не вставая с дивана
Важность удобства подтверждает и пример совместного сервиса «Тинькофф инвестиции» Тинькофф банка и БКС. Сервис позволяет покупать акции, облигации и валюту на Московской бирже, NASDAQ и NYSE через мобильное приложение и оплачивать их банковской картой. «Тинькофф инвестиции» были запущены в октябре 2016-го, а уже в ноябре БКС открыл 9000 новых счетов — рекорд для российских брокеров (для сравнения: месяцем ранее все брокеры вместе открыли 13 тыс. новых счетов).
И Yango, и «Тинькофф инвестиции» стали возможны благодаря дистанционному открытию брокерских счетов — осенью 2015 года брокеры, УК и НПФ были подключены к Единой системе идентификации и аутентификации. На практике это означает, что граждане, имеющие подтвержденный аккаунт на портале госуслуг (таких уже более 35 млн человек), могут открыть брокерский счет, пользуясь своим логином и паролем на «Госуслугах».
Первыми удаленное открытие счетов использовали ИК «Финам» и «Фридом финанс», запустившие интернет-магазины акций. Онлайн-приложения — это уже следующий шаг, который притягателен не только для инвесторов-физлиц, имеющих полное право не вставать с дивана, но и для самого отечественного фондового рынка. Дело в том, что с помощью мобильного приложения активно не поторгуешь, а вот «купить и забыть», сформировав тем самым средне- или долгосрочный портфель, как раз очень удобно.
Делитесь или уходите
Сейчас мы наблюдаем, как такие наложившиеся друг на друга факторы, как удаленное открытие брокерских счетов, налоговые льготы, экономические причины, наконец, компьютерные и мобильные технологии, образуют совершенно новую для частных инвесторов среду — среду, где инвестиции — это просто и увлекательно. Отдельный вопрос, как в этой среде будут выживать брокеры и управляющие.
На самом деле с посредниками на фондовом рынке происходит то же самое, что и с посредниками в других сферах: интернет и новые сервисы заставляют их все активнее делиться комиссией. «Уберизация», или дезинтермедиация (устранение посредников) в финансовой сфере идет полным ходом, ее уже в полной мере ощутили на себе основные финансовые посредники — банки. Управляющий директор по стратегии Московской биржи Антон Говор приводит в качестве примера покупку валюты на бирже. Физлицам она стала доступна в 2012 году, и к 2016 году 82% (!) всех своих операций с валютой физлица проводят на бирже. В итоге маржинальность бизнеса по обмену валюты у банков упала на 90%, резюмирует Говор. Вскоре посредникам придется поделиться с «физиками» и другими доходами. Например, проценты, которые банки начисляют на остаток, сегодня сильно отличаются от ставок межбанка. На самом деле межбанковский рынок давно переместился на биржу — теперь это сектор репо с центральным контрагентом. Он тоже будет доступен для «физиков», а значит, банкам и брокерам придется начислять на остаток проценты, сопоставимые с теми, под которые они ссужают деньги крупным игрокам. И так будет везде: Антон Говор обещает, что в итоге все классы активов на Московской бирже будут работать по модели прямого доступа, то есть окажутся доступны розничным инвесторам.
В будущем финансовые посредники будут нужны все меньше — их бизнес будет автоматизироваться, полагает управляющий директор Мосбиржи.
Но это не единственное следствие новых технологий. Все больше информации о фондовом рынке будет становиться прозрачной, и это кардинально поменяет рынок, считает Говор. А прозрачность информации позволит частным инвесторам смелее вкладываться в самые разные инструменты. Разовьется краудинвестинг, наберут силу размещения облигаций и акций среди частных инвесторов — об этом думает тот же Yango; на размещение среди физлиц ориентирована и система «Восход».
Как именно трансформируется финансовое посредничество, пока не очень понятно. Мосбиржа рассчитывает на появление финансовых маркетплейсов — торговых площадок, где будет продаваться сразу много финансовых продуктов. Есть и другой вариант: независимых брокерских компаний не останется, все они станут частью банковских холдингов (как уже произошло с УК). Для этого есть объективные предпосылки: розничный инвестор хочет получить брокерский счет, депозит и кредитную карту «в одном окне», и те, кто это ему предложит, попадут в цель.
Профессор НИУ ВШЭ Александр Абрамов полагает, что брокеры и управляющие, наоборот, могут усилить свои позиции: «В США именно крупные небанковские структуры (Schwab, Fidelity, Ameritrade, BlackRock, Vanguard и другие) являются двигателями прогресса в финтехе, — отмечает Абрамов. — Сейчас речь идет о новой волне инноваций в этих структурах, которая укрепляет их лидирующие позиции в отрасли. Важно, что финтех не отменяет конкуренцию. Те управляющие компании и брокеры, которые не способны использовать инновации в своей бизнес-модели, возможно, уйдут со сцены».
Президент НП РТС Роман Горюнов констатирует, что технологии сегодня в корне меняют представления о финансовом посреднике: чтобы предоставить инвестору доступ на биржу, брокер больше не нужен — его функции может выполнять сотовый оператор или условный «Яндекс». В этой ситуации все более важной функцией брокеров становится эдвайзинг, то есть финансовые советы. И тут есть еще одна интересная тенденция: автоматизация этих советов и управления капиталом. А именно робоэдвайзинг.
Робот плохого не посоветует
В копилку факторов, меняющих отношение частных инвесторов к фондовому рынку, сейчас добавляется и простота получения финансовых советов. Не секрет, что большинство «физиков» не готовы тратить время на самостоятельный анализ рынка и не против поручить это профессионалам. На развитых рынках для этого используется доверительное управление и коллективные инвестиции — но в России эти формы пока так и не завоевали доверия. Но с появлением технологии робоэдвайзинга доверительное управление становится технологичным и вполне дешевым.
Робоэдвайзинг — это автоматизация отдельных видов услуг в области финансового планирования и формирования персональных портфелей, поясняет Александр Абрамов, подчеркивая, что это только сегодняшняя картина. «Пока робоэдвайзинг работает с очень узким набором инструментов, включающим в себя преимущественно ETF (торгуемые на бирже фонды. — “Эксперт”). В будущем сфера применения робоэдвайзинга будет расширяться, например за счет стратегий активного управления — роботы могут использоваться для отбора ценных бумаг компаний в портфели инвестиционных фондов», — добавляет профессор Абрамов.
Исполнительный директор FinEx Владимир Крейндель (FinEx в числе прочего занимается созданием ETF) уточняет, что по сути робоэдвайзинг — это способ доставки услуги по формированию инвестиционного портфеля для массового инвестора, дешевый и простой вариант управления активами, которое поначалу было доступно лишь состоятельным людям. Использование специальных программ позволяет в несколько раз снизить расходы на доверительное управление для конечного инвестора. Процедура довольно проста: клиент отвечает на ряд вопросов, определяя свои инвестиционные цели и отношение к риску, а дальше робот-управляющий подбирает ему оптимальный портфель и следит, чтобы этот портфель не отклонялся от заданного курса. Портфель будет состоять из ETF, так как они диверсифицированы и их использование связано с минимальными издержками для инвестора, поясняет Крейндель. В FinEx не особо рассчитывают, что новые формы доступа на рынок приведут к взрывному росту, но вполне верят, что именно робоэдвайзинг позволит «перевернуть» отношения финансового посредника с клиентом, защитив при этом именно розничного инвестора. «Робоэдвайзеры построены на концепции “подхода разумного человека” (prudent man rule): распределение активов, диверсификация, использование низкозатратных для клиента инструментов, контроль издержек, осторожный подход к перебалансировке портфеля, — перечисляет преимущества Владимир Крейндель. — И давайте оговорим сразу, что автоследование — это не робоэдвайзинг. Автоследование — это повторение сделок на счете клиента от определенного поставщика сигналов. В случае же робоэдвайзинга речь идет не об автоматизации принятия решений, а об удобном доступе для частных клиентов независимо от размера капитала к услуге эффективной аллокации активов. Результат инвестиционного портфеля зависит преимущественно от аллокации активов, а не от выбора отдельных ценных бумаг или времени входа-выхода на рынок».
Кроме того — и это еще одно преимущество робоэдвайзеров, — робоэдвайзинг не предполагает активного участия клиента, подчеркивает Владимир Крейндель, тем более что из-за непредсказуемости рынка такое участие может навредить счету клиента.
Как и всякая новая технология, роботизированное управление активами имеет определенные риски. «Пока роботизированный консалтинг сильно уступает человеческому, поэтому на Западе ведущие компании по управлению активами используют так называемую гибридную модель робоэдвайзинга, — говорит Вадим Логинов, директор по стратегическому развитию УК “Альфа-Капитал”. — Алгоритм дает рекомендации на начальных стадиях обращения клиентов и на маленьких суммах, а в дальнейшем подключается профессиональный консультант. В перспективе робот сможет заменять аналитиков и управляющих фондами и портфелями, принимая инвестиционные решения на основании анализа потока фундаментальных данных. Но пока человек сохраняет здесь свое преимущество, так как на фондовом рынке много психологии, а у роботов с этим проблемы».
«Недавно на ресурсе УК Vanguard я протестировал свой персональный риск-профиль и получил рекомендацию по портфелю, состоявшему всего из четырех ETF. По-хорошему, для этого не нужен был сложный робот, вся операция занимает менее десяти минут. Более того, вместо портфеля из четырех инструментов Vanguard предложил мне альтернативную опцию — купить акции всего одного фонда жизненного цикла, портфель которого состоит из этих же четырех ETF, — рассказывает Александр Абрамов. — Конечно, существует риск, что робоэдвайзеры будут “разводить” клиентов на повышенную торговую активность при формировании и реструктуризации персональных портфелей. За этим надо внимательно следить. В том числе нужно развивать на нашем рынке такие альтернативы, как фонды жизненного цикла и фонды с установленным распределением активов».
Отпрофилируем, а дальше сами
После несколько странной инициативы по ограничению доступа мелких инвесторов на фондовый рынок ЦБ предложил вполне простую и логичную модель базовой защиты таких инвесторов. Суть ее в следующем: частники со счетами менее 400 тыс. рублей, впервые приходящие на рынок, должны будут пройти онлайн-тест, чтобы определить свой риск-профиль. Для них будут доступны акции, облигации и ETF соответствующего риск-профиля. Плечи мелким «физикам» тоже будут доступны — после сдачи онлайн-экзамена. Однако размер плечей будет ограничен, как и размер потерь, — неквалифицированный инвестор не сможет потерять больше, чем есть у него на счете (то есть истории, когда трейдер проиграл и еще остался должен брокеру, будут невозможны). При этом 50 тыс. рублей можно будет потратить на любые, даже самые рискованные операции — в рамках этой суммы «физикам» будут позволены любые эксперименты. Вполне возможно, что новые инструменты можно будет открывать со временем, сдавая очередной онлайн-экзамен. Этот подход выглядит очень разумным.
В прошлом году ЦБ несколько раз акцентировал, что у него есть цель: миллионы частных инвесторов на фондовом рынке против нынешних нескольких сотен тысяч (активных частных инвесторов на Мосбирже сейчас около 100–120 тыс., пассивных в несколько раз больше, но меньше одного миллиона).
Прогнозы делать рано: в этом году впервые получат льготу по НДФЛ те, кто держал акции более трех лет: доход по бумагам, купленным «физиками» после 1 января 2014 года, освобождается от налога, если держать эти бумаги больше трех лет. Кроме того, набирают обороты ИИС — индивидуальные инвестиционные счета. «ИИС стартовали в 2015 году и сейчас завершают уже второй год своего существования. Те, кто опасался так называемого эффекта второго года, когда первичный интерес к новому инструменту несколько спадает, могут быть спокойны, — говорит Логинов. — Темпы прироста новых счетов и притока новых денег не только не замедлились, но и плавно выросли. По нашим, оценкам, на конец года число ИИС достигнет 190 тысяч». Правда, пока многие ИИС открыты уже существующими инвесторами вместо обычных брокерских счетов. «Наполняемость» ИИС тоже разная: одни брокеры говорят о 60% «пустых» счетов, другие — о 30%.
Но есть цифры, на которые можно опереться. Допустим, в этом году прирост брокерских счетов сохранится на уровне 13–15 тыс. ежемесячно. На Мосбирже говорят, что в октябре 2016 года на 34% выросло число «достаточно активных» инвесторов по сравнению с октябрем 2015-го, и связывает это в числе прочего с ИИС и налоговыми льготами. «Достаточно активные» — это те, кто совершает не менее одной сделки в месяц, сейчас их почти 300 тысяч. Но нам в первую очередь и нужны такие инвесторы — те, кто понемногу прикупает ценные бумаги и долго их держит, рассчитывая на купон или дивиденды, ну и на налоговый вычет. Если их число будет расти хотя бы на 30% ежегодно — уже в 2021 году у нас будет заветный миллион достаточно активных розничных инвесторов.
«Надеюсь, что в будущем участие частных инвесторов на фондовом рынке станет более активным. Но я связываю это в большей мере с ускоренным развитием различных форм коллективных инвестиций и пенсионных планов, — говорит Александр Абрамов. — Структурные продукты и облигации из-за их сложности, как правило, не подходят для массового инвестора. Во всем мире население участвует в рискованных активах через пенсионные портфели, взаимные фонды и страховые продукты». В принципе, не очень важно, будут это клиенты брокеров или пайщики ПИФов — главное, чтобы ценные бумаги были у как можно большего числа российских граждан. Это будет означать, что распределение собственности и доходов в стране стало более справедливым.