Хождение за три моря

Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
16 января 2017, 00:00

Активная работа на международных рынках способствовала двукратному росту капитализации «Роснефти» и помогла ей стать самой дорогой компанией России

ТАСС
Продавая доли в месторождениях, «Роснефть» оставляет за собой полный контроль над операционной деятельностью

Продажа 19,5% акций «Роснефти» и предшествовавшая этой сделке покупка «Башнефти» самой «Роснефтью» стали заметными событиями ушедшего года сразу для нескольких сфер. Прежде всего, это была крупнейшая приватизационная сделка, оказавшая серьезное влияние на бюджетный процесс: за счет поступивших в бюджет 1,04 трлн рублей его дефицит был сокращен на 1,2 процентного пункта. А сам факт, что покупателем акций «Роснефти» стал международный консорциум катарского фонда Qatar Investment Authority и одной из крупнейших мировых трейдинговых компаний Glencore, был расценен как прорыв России на политическом поле.

Инвесторы тоже отреагировали позитивно: после объявления о сделке бумаги российской компании выросли в цене и на ММВБ, и на Лондонской фондовой бирже (LSE).

Цены на глобальных рынках сырья восстановились
Варвара Фокеева

Стоимость ГДР «Роснефти» на LSE за прошлый год выросла с трех до шести долларов. На ММВБ бумаги «Роснефти» показали меньший рост — примерно 60%. Однако и это значительно выше рынка — за 2016 год индекс ММВБ прибавил около 28%.

При этом нужно отметить, что вклад сделки по продаже 19,5% акций консорциуму Glencore и катарского фонда в увеличение капитализации компании был заметен, но не стал определяющим — с момента объявления об этом событии акции «Роснефти» на ММВБ прибавили порядка 15%.

Изменение стоимости акций ПАО "Роснефть" и индекса ММВБ. Добыча и потребление нефти в Индонезии  27-02.jpg
Изменение стоимости акций ПАО "Роснефть" и индекса ММВБ. Добыча и потребление нефти в Индонезии

Таким образом, очевидно, что основной прирост стоимости компании был обеспечен другими факторами. Среди них, безусловно, рост цен на нефть, который, правда, в части рублевых доходов компании нивелировался укреплением отечественной валюты. Да и в июле 2014 года, когда ГДР «Роснефти» торговались на том же уровне, что и сегодня, нефть стоила порядка 108 долларов за баррель, то есть вдвое дороже, чем сейчас.

Представляется, что основным драйвером роста стоимости «Роснефти» стала ее активная деятельность на международных рынках, направленная на реализацию стратегии развития компании. И это было по достоинству оценено инвесторами.

 

Нефть в обмен на рынки

 

Резкое и, что там говорить, неожиданное для многих падение цен на нефть привело к переформатированию рынка: из рынка продавца он превратился в рынок покупателя. Потребители, особенно азиатские, начали диктовать свои условия поставщикам углеводородов. В этой ситуации производители нефти для сохранения и усиления своих позиций на рынках реализовывали две различных стратегии.

Обе эти стратегии глава «Роснефти» Игорь Сечин обозначил в октябре прошлого года в своей колонке для итальянской ежедневной газеты Corriere della Sera. Он заявил, что «в отличие от некоторых конкурентов, которые наращивают долю с помощью демпинга, мы расширяем свое присутствие, устанавливая партнерские отношения и создавая совместные предприятия с ключевыми потребителями нефти, то есть выстраиваем глобальные интегральные цепочки».

Под «некоторыми конкурентами» Игорь Сечин, очевидно, прежде всего имел в виду Saudi Aramco — национальную нефтяную компанию Саудовской Аравии, крупнейшую в мире по добыче и запасам нефти. В свою очередь «Роснефть» — крупнейшая в мире по тем же показателям публичная компания.

Именно Saudi Aramco стала основным конкурентом российской компании в борьбе за индийский конгломерат Essar Oil Limited. Это второй по величине бизнес по нефтепереработке в Индии.

Индия сегодня — самый быстрорастущий в мире рынок нефти и нефтепродуктов. По темпам его роста она обгоняет Китай. По итогам 2016 года Индия показала самый высокий рост спроса — 7% к уровню 2015-го. При этом 80% потребляемой нефти страна импортирует. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2040 году Индия станет крупнейшим мировым потребителем нефти, опередив Китай и США. Согласно оценке генерального секретаря ОПЕК Мохаммеда Баркиндо, к этому же году спрос на моторное топливо в Индии увеличится более чем вдвое, до 10 млн баррелей в сутки.

Понятно, что для «Роснефти», как и для любой другой компании, этот рынок весьма привлекателен.

Вход на него прошел в два этапа. Сначала «Роснефть» привлекла в капитал АО «Ванкорнефть» консорциум индийских государственных компаний, возглавляемый Oil India Limited. Это объединение получило 23,9% акций. Кроме того, индийская же компания ONGC Videsh Limited увеличила свою долю участия с 15 до 26%. В результате индийская сторона в целом получила 49,9% в этом перспективном проекте. Ванкорское месторождение — крупнейшее в России из тех, что были открыты и введены в эксплуатацию за последние двадцать пять лет. Запасы углеводородов составляют 265 млн тонн нефти и конденсата и 88 млрд кубометров газа.

По итогам этой серии сделок «Роснефть» сохранила за собой контрольный пакет, большинство в совете директоров АО «Ванкорнефть», контроль над операционной деятельностью компании и над общей инфраструктурой Ванкорского кластера.

Этот же консорциум индийских компаний, состоящий из Oil India Limited (возглавляет консорциум), Indian Oil Corporation Limited и Bharat PetroResources Limited, приобрел 29,9% ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Таким образом, эти компании получили долю в совместном проекте «Роснефти» и ВР. И здесь тоже «Роснефть» сохраняет за собой контроль с долей 50,1%.

Следующим этапом входа на индийский рынок стало подписание договора купли-продажи 49% акций компании Essar Oil Limited. Эта компания владеет сетью из 2,7 тыс. заправочных станций по всей Индии, а также контролирует нефтеперерабатывающий завод в городе Вадинар, один из крупнейших в стране. Мощность этого НПЗ составляет 20 млн тонн (второе место в Индии), глубина переработки — 95,5%. Это один из самых современных и технологически сложных заводов в мире: 11,8 балла по индексу Нельсона при среднемировом показателе 6,59 и российском — 4,31. Дополнительный интерес для «Роснефти» вадинарский завод представляет тем, что имеет доступ к глубоководному порту, способному принимать сверхбольшие танкеры. Это позволяет «Роснефти» поставлять на завод собственную тяжелую и относительно дешевую нефть из Венесуэлы и таким образом получить дополнительный синергетический эффект. Как ожидается, за 49% Essar Oil Limited «Роснефть» заплатит 3,5 млрд долларов.

Комментируя заключение сделки, Игорь Сечин назвал ее «историческим событием» и подчеркнул, что «проект создает уникальные синергетические возможности как для уже имеющихся активов компании, так и для планируемых проектов “Роснефти” и открывает перспективы для роста эффективности поставок на рынки других стран АТР, таких как Индонезия, Вьетнам, Филиппины, Австралия».

Похожую схему — доступ к добычным мощностям в обмен на нефтеперерабатывающие — «Роснефть» выстраивает и с Индонезией. С компанией Pertamina подписаны документы, открывающие для нее возможность приобрести до 20% в проекте «Северное Чайво» (Сахалин), а также 37,5% в проекте освоения месторождения Русское (ЯНАО). Кстати, по этому проекту не обязывающие документы подписаны также с китайской Sinopec.

Как и в случае с индийскими участниками, «Роснефть» намерена сохранить за собой контроль в обоих проектах даже в случае привлечения нескольких партнеров. В ходе визита Игоря Сечина в Индонезию было подписано соглашение о создании совместного предприятия, которое займется строительством нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Tuban на острове Ява. По предварительным оценкам, стоимость комплекса составит порядка 14 млрд долларов. Российской стороне в СП будет принадлежать 45%, индонезийской Pertamina — 55%. Для реализации проекта «Роснефть» намерена привлечь проектное финансирование. Как заявляют в российской компании, ряд крупных банков уже проявили интерес к этому проекту. Стороны также договорились, что поставки нефти на этот завод будет осуществлять «Роснефть». Кроме того, строительство будет вестись с привлечением отечественных технологий, что создает уникальные возможности для российских предприятий.

Учитывая, что добыча нефти в Индонезии сокращается, а потребление нефтепродуктов растет, «Роснефть» видит хорошие перспективы наращивания поставок сырья в эту страну.

Некоторые проекты «Роснефти» с участием иностранных партнеров 27-03.jpg
Некоторые проекты «Роснефти» с участием иностранных партнеров

Построение такого рода «глобальных интегральных цепочек» обеспечивает партнерам «Роснефти» гарантированное получение сырья, а ей самой дает возможность выйти на рынки тех стран, где находятся или будет построены нефтеперерабатывающие мощности. Такое перекрестное владение позволяет обеим сторонам защитить свои инвестиции на более высоком, страновом уровне — де-факто политическом. Не зря же документы сделки по приобретению доли в Еssar Oil Limited подписывались в присутствии президента Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди.

Для «Роснефти» реализация такого рода схем выгодна еще и тем, что компания в условиях ограниченного из-за санкций доступа к рынкам капитала может получать средства от продажи сырьевых активов и затем инвестировать их в нефтеперерабатывающие мощности.

 

Старый друг

 

За последние годы «Роснефть» серьезно закрепилась на китайском рынке углеводородов. В 2016 году эта работа была продолжена. Самым значительным событием стало соглашение о продаже 20% акций компании «Верхнечонскнефтегаз» китайской Beijing Gas. «Роснефть» по итогам этой сделки получит возможность выйти на внутренний китайский газовый рынок со спотовыми продажами.

Что касается нефтепродуктов, то в этом сегменте продолжается работа над проектом строительства Тяньцзиньского НПЗ, который «Роснефть» реализует совместно с китайской CNPC. В этом проекте «Роснефть» получит долю 49%, контрольный пакет останется у китайской стороны. Уже завершена разработка технико-экономического обоснования завода. Мощность ТНПЗ составит 16 млн тонн в год, из которых более 9 млн придет от «Роснефти» по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. Глубина переработки завода составит около 95%.

Китайский, индийский и индонезийский нефтеперерабатывающие проекты позволят «Роснефти» не только закрепиться на рынках стран АТР с поставками сырой нефти, но и нарастить долю в высокомаржинальной сфере — торговле нефтепродуктами с глубокой степенью переработки.

 

Не нефтью единой

 

Согласно стратегии развития «Роснефти», к 2020-му компания должна добывать 100 млрд кубометров газа в год. В 2015 году компания извлекла 62,5 млрд кубометров, по итогам трех кварталов прошлого года — почти 50 млрд, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

В прошлом году в части развития газового сегмента своего бизнеса «Роснефть» сделала важный шаг — договорилась о покупке у итальянской Eni до 35% в концессионном соглашении на разработку крупнейшего газового месторождения Зор в Средиземном море на шельфе Египта. Эта приобретение обойдется «Роснефти» в 1,575 млрд долларов: 1,125 млрд за собственно долю в проекте и 450 млн — в качестве компенсации Eni за уже осуществленные инвестиции.

Если сделка состоится, «Роснефть» станет партнером Eni и BP в освоении одного из самых крупных в мире газовых месторождений. По оценкам, запасы Зор могут составлять до 850 млрд кубометров газа. Предполагается, что в итоге у Eni будет 50% в проекте, у «Роснефти» — 35 и у ВР — 15%.

BP и Eni — давние партнеры российской компании. Первая владеет 19,75% акций «Роснефти» и имеет с ней ряд совместных проектов. С итальянской компанией в 2012 году было подписано соглашение о комплексном сотрудничестве, предусматривающее совместное освоение участков Черного и Баренцева морей на территории России, а также участие «Роснефти» в международных проектах. То, что Eni пригласила «Роснефть» в проект по освоению месторождения Зор, — прямое следствие заключенного ранее соглашения. Сработал тот же принцип взаимодопуска к различным активам.
Собственно, это далеко не все проекты, которые реализуются «Роснефтью» или при ее участии. Есть ряд крупных предприятий и по добыче, и по глубокой переработке углеводородов на территории России, в которые также привлечены иностранные компании.. Активность «Роснефти» в работе с зарубежными партнерами и, главное, успех этой работы в виде заключенных контрактов и соглашений в конечном итоге оказали положительное влияние на рост стоимости компании.

Впрочем, общеизвестно, что российские компании, в том числе из сырьевого сектора, недооценены глобальным рынком относительно своих зарубежных аналогов. Так что потенциал роста стоимости «Роснефти» еще далеко не исчерпан.