Бухгалтерская гордость Минфина

30 января 2017, 00:00

Слава Алахов/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Дополнительные нефтегазовые доходы, которые попадут в федеральный бюджет, если цены на нефть превысят заложенные при его расчете 40 долларов за баррель, не станут тратить на текущие расходы казны. Вместо этого уже с февраля предполагается их конвертировать в валюту на внутреннем рынке и накапливать. При этом не уточняется, будут ли пополняться действующие накопительные нефтяные фонды Минфина: резервный и национального благосостояния — либо речь идет о создании некоего нового, промежуточного фонда. В случае же снижения нефтяных цен ниже заветной отметки Минфин России продаст валюту в объеме выпадающих нефтегазовых доходов, но не больше накопленного с начала операций объема покупок.

 03-01.jpg

Такое вот хендмейд «бюджетное правило», которое вытащит из экономики уже по итогам первого полугодия 12–15 млрд долларов (оценка Евсея Гурвича, главы Экономической экспертной группы). Бухгалтерская логика решения Ильинки очевидна: к началу года объем средств в накопительных нефтяных фондах опустился до 77,9 млрд долларов — минимальной за последние десять лет отметки. Раз нефть устойчиво дороже 50 долларов за баррель, почему бы не пополнить кубышку? Как соотносится это решение с задачей восстановления экономического роста, похоже, денежные власти вообще не беспокоит.

Наблюдатели, впрочем, обрадовались: скупка валюты Минфином будет препятствовать укреплению рубля, тормозящему рост. Однако нам кажется, что радоваться рано. Назначенный оператором Минфина Центробанк поспешил заявить о нейтральности новой процедуры для валютного рынка и общего объема ликвидности. Это может означать только одно: рублевые интервенции Ильинки будут стерилизованными. То есть станут сопровождаться изъятием вброшенных на рынок взамен валюты рублей. Например, посредством эмиссии государственных ценных бумаг. Недаром в планах Минфина на этот год значится удвоение нетто-выручки от ОФЗ — до 1 трлн рублей.