Да здравствует мюзикл!

2 февраля 2017, 00:00

Фильм «Ла-Ла Ленд» режиссера Дэмьена Шазелла — аллюзия на классические голливудские мюзиклы

 «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла, уже получивший «Золотой глобус» как лучший фильм года и претендующий на «Оскара» в 14 номинациях (что ставит его в один ряд с «Титаником»), стал знаковым фильмом 2016-го. И это при том что ничего сверхъестественного в нем нет. Да, это мюзикл. Да, персонажи в нем много поют. Однако они не поражают какими-то невероятными вокальными данными, за исключением Джона Ледженда, играющего второстепенного персонажа с одним вокальным номером. Как на источник вдохновения Шазелл указывает на французские ленты шестидесятых: «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора». Действительно, эти образцы любимы, но ничего особенного в них нет. В России «Ла-Ла Ленд» собрал 83 млн рублей, в мире — 84 млн долларов. Это совсем не то, чем стоит хвастаться. И вдруг почти сенсация: все американские академики оказались потрясены им до глубины души.

Шазелл угадал настроение академиков, которые, видимо, истосковались по романтическим сюжетам. До сих пор было так: слишком жесткое время — слишком жесткое кино. До какого-то момента оно действовало отрезвляюще, но не более того. В конце концов секс и насилие стали неотъемлемыми частями сюжета, вытеснив романтический мир в анимацию. В случае с «Ла-Ла Лендом» мы стали свидетелями стремления голливудской общественности вернуться в старые добрые времена, когда люди были сентиментальными. Мы видим это на примере сценических мюзиклов. Человек по природе все-таки добр и жаждет оказаться в добром мире или хотя бы ненадолго очутиться в его иллюзии. Шокирующего искусства, слишком легко ниспровергающего вечные ценности, стало слишком много. И это порождает ностальгию по старым временам и старому кино. Как выяснилось, она свойственна не только тем, кто живет в России и бесконечно пересматривает «Иронию судьбы», но и американцам.

Правда, посмотрев «Ла-Ла Ленд», думаешь не о возврате в прошлое, а скорее о побеге из реальности. Шазелл сумел рассказать историю любви на современном кинематографическом языке. В этом его уникальность: он любит джаз, кино, танцы и песни. Он угадал с актерами, пригласив на главные роли Райана Гослинга и Эмму Стоун, — получилась отличная романтическая пара. Они справились с песнями и танцами. Глядя на то, как Гослинг обращается с фортепиано, веришь, что он и в самом деле умеет на нем играть.

Поначалу история развивается обычным путем, но в один момент все переворачивается. Шазелл придумал невероятный финал: в течение нескольких минут нам рассказывают альтернативную версию жизни главного героя, которая могла бы состояться, если бы он был поприветливее к главной героине при первой встрече и, вместо того чтобы оттолкнуть, поцеловал ее. О, этот волшебный поцелуй, которого так не хватает! Как говорил один из персонажей фильма «Обыкновенное чудо» (где тоже много и хорошо поют), «как ты посмел не поцеловать девушку!»