Российский гостиничный рынок начинает выкарабкиваться из кризиса: по подсчетам компании Cushman & Wakefield, в прошлом году загрузка столичных отелей достигла рекордных за последние десять лет показателей — почти 69,6%, что на 5,9% выше результата 2015-го. Таких рубежей рынок достигал лишь в 2006 году, когда был зафиксирован средний уровень загрузки отелей 72%. Помимо столицы оживают и крупные региональные и туристические центры — Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Алтай, — где средняя загрузка отелей стремится к московским показателям.
Причина оживления на рынке в большей степени связана с ростом индивидуального туризма — как внутрироссийского, так и въездного.
В то же время предложение новых гостиничных номеров существенно не выросло: по данным Cushman & Wakefield, объем рынка качественного предложения, в частности в Москве, в 2016 году увеличился всего на 2,8% (471 номер «нетто», учитывая закрытие ряда гостиниц на реконструкцию).
Запрет на полеты в Турцию и Египет, а также девальвация рубля привели к тому, что россияне стали меньше ездить за рубеж. Платежеспособный спрос переключился на внутренние направления: в первую очередь туристы потянулись в города, где есть что посмотреть, развлечься (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.) и курортные места (Алтай, озеро Байкал, Сочи, загородные отели, причем не только вокруг столиц и крупных городов, но и «вдоль рек» — в Волгоградской, Астраханской областях и т. д.).
Активизировались и иностранные туристы, для которых после девальвации рубля отдых в России стал очень дешевым по сравнению с Европой, Америкой и другими направлениями, экономика которых завязана на курс евро или доллара. Главное событие последних лет — значительный приток гостей из Китая (они уже доминируют по доле в структуре иностранных туристов), а также туристов из стран Ближнего Востока, в частности Ирана. Причем китайцы посещают не только традиционно туристические Москву и Санкт-Петербург, но и города «красного пояса» — Ульяновск, Волгоград, — а в летние месяцы оккупируют гостиницы на Байкале. По словам отельеров, на лето большая часть байкальских гостиниц традиционно бронируется китайцами еще зимой.
Менее очевидна сегодняшняя ситуация с корпоративным туризмом, который тоже постепенно начинает восстанавливаться, однако пока не имеет столь заметного влияния на рост заполняемости отелей. Если в столице и крупных региональных центрах доля бизнес-гостей достаточно велика, то в регионах корпоративный спрос пока еще далек от восстановления из-за существенного сокращения деловой активности во время кризиса, резкого уменьшения числа больших корпоративных мероприятий, выставок и конференций. Генеральный директор сети отелей Cronwell Алексей Мусакин, в частности, приводит в пример Астрахань, где традиционно был высок спрос на гостиницы со стороны нефтяников прикаспийского региона, однако в кризис он резко сократился, и заполняемость отелей до сих пор составляет 35–40%. Оживленнее в тех городах, где слабая отельная база, но есть потенциал развития спроса. В частности, директор по продажам сети Azimut Hotels Елена Иванова приводит в качестве примера Мурманск и Владивосток, где есть большой спрос со стороны индивидуальных предпринимателей, а во Владивостоке еще и со стороны азиатских клиентов — из Японии, Южной Кореи и Китая.
Почем ночлег для народа
Наиболее востребованными остаются гостиницы средней ценовой категории (Midscale). В частности, в Москве, по данным Cushman & Wakefield, их среднегодовой уровень загрузки составил 78,2% (+9,2% по сравнению с 2015 годом), при этом средняя цена номера в этом сегменте практически не изменилась (4646 руб., +0,4% по сравнению с 2015-м).
Гостиницы сегмента «пять звезд» (upper upscale) также неплохо прибавили в загрузке (76,1%, на 7,5% выше, чем в предыдущем году) и смогли при этом нарастить стоимость размещения.
В целом в 2016-м стал намечаться тренд на повышение среднего уровня цен в сегменте качественных отелей. В 2014 году средний тариф на размещение в отелях сократился на 20–30% (в долларовом выражении), и возникали ситуации, когда крупный трехзвездочный отель продавал номера по цене хостела, а, например, клиенты четырехзвездочных отелей активно перебирались в «пять звезд» и luxury. Однако уже с прошлого года на фоне оживления спроса отели начали постепенно повышать цены. По данным аналитиков, отели уровня «четыре-пять звезд» повысили цены в среднем на 5–10%, в отелях luxury стоимость проживания увеличилась на 10–15%. В гостиницах среднего уровня цены остались без изменений, так как их клиенты остаются весьма чувствительны к этому параметру. «В 2017 году, я думаю, в среднем по рынку рост цен будет побольше — 10–12 процентов, потому что нам деваться некуда, операционная рентабельность сильно снижается, растут в цене продукты питания, налоги на недвижимость, имущество, и нам нужно поднимать зарплату сотрудникам», — комментирует Алексей Мусакин.
Согласно данным исследования Cushman & Wakefield, средняя цена за номер в качественных отелях Москвы (как правило, сетевые отели «четыре-пять звезд», предлагающие услуги по международным стандартам) достигла 6429 руб. (+6,5% к результатам 2015 года). Это позволило вывести показатель доходности на доступный номер (доход от продажи номеров, поделенный на количество доступных номеров, — основной финансовый показатель эффективности гостиничного бизнеса) на уровень 4476 руб., что на 12,8% выше результата 2015 года.
По мнению аналитиков Cushman & Wakefield, наиболее впечатляющие результаты по этому показателю продемонстрировали «люксовые» гостиницы (сегмент luxury) — рост доходности на номер составил 19%, а также гостиницы в сегменте цены «выше среднего» (upscale) — +14,4%. Причем если в «люксовых» гостиницах рост показателя обеспечивался за счет увеличения средней цены на номер (по итогам года до 13624 руб. при загрузке 64,7%), то в сегменте Upscale — в основном за счет увеличения загрузки (по итогам года средняя цена на номер составила 5745 руб., загрузка — 72%). Единственный сегмент, который продемонстрировал отрицательные результаты доходности на номер (–4,6% по сравнению с 2015-м), стал сегмент гостиниц «экономстандарта» (economy). Это связано с гигантскими усилиями отелей по удержанию загрузки (71%, на 0,4% выше, чем годом ранее), в связи с чем им пришлось пожертвовать тарифами — среднегодовой уровень цен в 2016 году составил 3147 руб. за номер, что на 5% ниже, чем в 2015-м.
Как победить Booking.com
В среднем выручка гостиничных компаний в прошлом году выросла на 10–15% в ведущих столичных отелях, городах миллионниках и востребованных курортных отелях. Однако рентабельность, особенно у гостиниц среднего ценового уровня, остается низкой — от 5 до 15% в наиболее успешных отелях.
Гостиничные операторы надеются, что в 2017 году рост рынка продолжится и финансовое положение отелей будет улучшаться.
Многое будет зависеть от перспектив открытия для российских туристов Турции и Египта. Если это произойдет, возможности отелей по загрузке, с учетом пока недостаточного развития корпоративного сегмента, снизятся.
При этом гостиничный рынок в ближайшее время ждет ужесточение конкуренции. Так, в Москве заявлено к выходу большое число новых отелей: согласно данным Cushman & Wakefield, 1774 номера должно быть введено в 2017 году, 2112 — в 2018 году и 1269 — в 2018-м. В основном это отели среднего и экономкласса. Специалисты говорят о наличии интереса у инвесторов к гостиничному бизнесу — сегодня он видится им более привлекательным, чем, скажем, строительство офисной и торговой недвижимости. Возможно, этот инвестиционный пыл слегка остудят увеличившиеся расчетные сроки окупаемости гостиничных проектов. «Если четыре-пять лет назад мы считали, что строительство нового отеля, скажем, в Москве или Питере окупается за восемь-девять лет, то сейчас мы говорим уже о 12–14 годах», — комментирует Алексей Мусакин. Многое будет зависеть от состояния кредитного рынка: если раньше для девелоперов были доступны относительно длинные кредиты под 10% годовых от российских банков и под 5–7% от западных, то сейчас российские банки предлагают коммерческие кредиты под 18%, что де-факто является запретительной ставкой для реализации подобных проектов.
В новом году продолжится борьба отелей за «прямое» бронирование номеров — непосредственно через отели и собственные сайты, что становится очень актуальным при работе с индивидуальным клиентом.
Плюсы корпоративного туризма — в гарантированном объеме загрузки, прогнозируемости денежного потока и реализации большого объема допуслуг. Однако корпоративный туризм менее привлекателен для отелей, потому что номера продаются с максимальными скидками. С частным клиентом работать сложнее — в отличие от корпоративного, от него нет никакой обратной связи, сегодня отель ему нравится, а завтра — нет. Невозможно прогнозировать заполняемость, но при этом цены для частного туриста выше, чем для корпоративного. Впрочем, это ценовое преимущество в работе с индивидуальным туристом со временем все сложнее реализовать, поскольку все больше клиентов бронирует отели через мобильные приложения — Booking.com и другие, которые также работают с отелями на условиях предоставления скидок.
«Если частный клиент бронирует номер через сайт или напрямую через отель, то для нас это выгодно. Но сегодня очень многие клиенты идут сразу в электронный сервис бронирования — Booking.com, даже если не первый раз приезжают в отель. А Booking.com работает с отелями на условиях скидки в 15, а то и в 20 процентов. То есть доход от частного клиента, приехавшего к нам через Booking.com, сравним с доходом от корпоративного клиента. При этом дополнительный доход с частника меньше», — объясняет Алексей Мусакин.
В результате большие усилия гостиничных компаний сегодня направлены на продвижение собственных отелей через интернет. «В прошлом году мы потратили очень большие деньги на развитие собственного сайта, — говорит Елена Иванова (сеть Azimut Hotels), — чтобы бронирование на сайте стало максимально понятным и быстрым для клиента».
В сети Crounwell большие усилия прилагают для продвижения своих отелей в социальных сетях. «Booking.com победить невозможно. Сейчас мы пытаемся адаптировать сайты, делать продвижение в социальных сетях, пытаться с помощью “лайков” увеличивать рейтинг отелях в поисковиках, что дает косвенное увеличение загрузки. Ведь сегодня гость даже не рассматривает отели с рейтингом ниже восьми (по десятибалльному рейтингу в ведущих сервисах бронирования). Лишь тогда, когда они сильно дешевле или в более рейтинговых отелях нет мест», — говорит Алексей Мусакин.
Активно совершенствуются технологии бронирования. Сегодня на Западе отельеры обсуждают технологии удаленного формирования у клиента доступа в оплаченный им номер. То есть, приехав в отель, гость проходит мимо ресепшн к своему забронированному через Сеть номеру и с помощью смартфона открывает его.
Ничего лишнего
Параллельно на рынке возникает большое количество новых инновационных форматов, что связано с качественным изменением спроса и стремлением отелей охватить как можно большую целевую аудиторию.
Так, возникают концепции отелей со смешанным видом размещения. Например, в Европе уже давно стал популярным смешанный формат хостела и отеля. В таком отеле могут быть как индивидуальные номера со всеми удобствами, так и многоместные, рассчитанные на нескольких гостей; могут быть номера без санузлов, которые находятся на этаже. Но при этом есть удобные, многофункциональные общественные зоны, доступ в интернет. В подобных отелях зачастую организуются интересные и модные мероприятия с участием молодых, подающих надежды звезд из сферы искусства и медиа.
«Подобного рода форматы очень интересуют сегодня инвесторов, потому что позволяют им экономить до 15 процентов стоимости строительства на разводке ряда инженерных сетей», — комментирует Анастасия Крумина, ведущий специалист гостиничного направления компании GVA Sawyer. В Москве уже появился подобный отель-хостел Netizen (от net «сеть» и citizen «гражданин»), который предоставляет многоместное размещение с минимальным набором услуг. Netizen отличает современный дизайн, комфортные общественные зоны, регулярные интересные вечера как для гостей отеля, так и для всех желающих посетить мероприятие.
Мировой тенденцией, считает Анастасия Крумина, является рост популярности, так называемых поштелов. «Поштел» переводится как «шикарный хостел» (от posh «шикарный» и hostel), некое lifestyle-заведение, предлагающее «роскошную простоту». Его основная черта — уникальная атмосфера, возможность социализации, многофункциональность общественных зон, сочетание удобства и комфорта с демократичным размещением в номерах. «Как правило, в таких местах не навязывают лишних услуг, нет нагромождения мебели, какого-то излишнего, помпезного декора, но при этом дизайн, оснащение, общественные зоны очень функциональны, а атмосфера на высоком уровне. Во многих случаях развито самообслуживание — еду можно приготовить самому на специально оборудованных кухнях, можно приобрести снеки и напитки в вендинговом аппарате, и это всегда очень качественная и полезная еда», — объясняет Анастасия Крумина.
Современный турист, зачастую и дома работающий в режиме удаленного доступа, очень часто совмещает работу с отдыхом. Ему все меньше и меньше нужны большие конференц-залы и дорогие мероприятия, а все больше — неформальная обстановка и многофункциональность зон, которые позволяет провести встречи, пообщаться с коллегами, и это должно быть доступно по цене. Все это дает клиентам возможность экономить на размещении, а гостиницам — снижать издержки на персонал, услуги и закупки.
Безусловно, передовики всех этих трендов — международные гостиничные сети. Однако инновации доходят и до российских гостиничных компаний.
Например, отель «Форвард» в Адлере (Краснодарский край) предлагает так называемые лоукост-номера, предоставляющие только базовую услугу — ночлег в комфортных условиях с душем, но без дополнительных услуг: гигиенических принадлежностей, полотенец, кофе-машины, гладильной доски, телевизора и проч. Стоимость такого номера вдвое отличается от стандартного предложения (на сегодняшний день это 1050 рублей против 2450 в сутки). Но гость по желанию может получить все услуги за дополнительную плату. Таким образом, отель предоставляет клиенту право оперативного выбора.
Сеть Azimut Hotels уже несколько лет развивает свою smart-концепцию номеров при поддержке немецкого архитектурного бюро. «Главная идея этой концепции — лаконичность, многофункциональность. Например, сейчас отели стали совмещать стойку ресепшн с барной стойкой для лобби. А у нас это было внедрено еще пять лет назад. То же касается и модной тенденции создания многофункционального living-лобби, где гость может не только выпить кофе, но и совместить это с работой. Концепцию коворкинга, которая сейчас только появляется во многих местах, мы развиваем уже несколько лет».
Тема оптимизации и повышения эффективности бизнеса начинает затрагивать и сферу строительства объектов гостиничной недвижимости. Так, специалисты сегодня внимательно присматриваются к опыту компании Holliday Inn, которая в прошлом году возвела гостиницу в Воронеже, используя готовые строительные модули — инновационные вагончики, которые уже включали в себя мебель, сантехнику и стыковались друг с другом как пазлы. «Вы не снижаете существенно стоимость строительства, но существенно сокращаете его сроки. Вместо двух лет вы строите восемь месяцев, и тогда сроки окупаемости инвестиций уменьшаются. Думаю, что модульное строительство будет развиваться. В Израиле такие гостиницы возводят за три месяца», — комментирует Алексей Мусакин.
Еще одно перспективное направление, которое может дать отелям существенный прирост выручки, — создание условий для проживания людей с ограниченными возможностями. Сегодня в России это тоже очень инновационная в плане технологий история. Данный сегмент потенциальных туристов представляет собой огромный рынок, причем не всегда бюджетный — зачастую эти клиенты ориентированы на luxury-уровень услуг и цен. Сейчас российские отели, в частности московские, начали внедрять технологии для обслуживания таких гостей. Правда, это необходимо делать совместно с городскими властями, поскольку человек с ограниченными возможностями должен комфортно себя чувствовать не только в отеле, но и за его пределами. Раньше было невозможно привлечь таких гостей, сегодня же совместно с московскими властями и центрами туристического притяжения гостиницы решают эту проблему.