Питер Наварро, советник по внешней торговле президента США Дональда Трампа, сделал громкое заявление о заниженном курсе евро и необходимости как можно скорее ослабить доллар. Наварро упомянул Германию, которая, по мнению экономиста, больше всех выигрывает от недооцененной европейской валюты, так как это помогает немецкой промышленности поддерживать высокую конкурентоспособность.
Совершенно очевидно, для чего Штатам необходим слабый доллар: американские товары будут лучше продаваться, импорт в США замедлится, что подправит торговый баланс страны. Пока же рост американской экономики, несмотря на заявления ФРС, не слишком впечатляет: всего 1,9% в годовом выражении в четвертом квартале 2016 года против 3,5% в третьем. А инфляция все еще продолжает отставать от запланированных 2%. И все это происходит на фоне падения собираемости налогов и отсутствия роста заказов американских компаний. Так, индекс S&P 500 в последнее время показывает рост только за счет четырех-пяти десятков крупнейших компаний. Финансовые показатели остальных в лучшем случае топчутся на месте. Данных по второму полугодию 2016-го прошлого года пока нет, но известно, что в первом полугодии США столкнулись с так называемой рецессией корпоративных прибылей компаний S&P 500 — этот показатель падал пять кварталов подряд. И объяснялось это как раз укреплением доллара, а также слабостью развивающихся экономик и обвалом сырьевых рынков в тот период.
Учитывая эти факторы, намек советника президента Трампа на возможное искусственное ослабление доллара выглядит вполне своевременным.
Вариантов искусственного ослабления курса доллара у США на самом деле немного. Прежде всего, США могут включить печатный станок, нарастить баланс ФРС (на конец 2016 года на нем находились активы суммарной стоимостью 4,45 трлн долларов) и госдолг страны, который сейчас составляет почти 20 трлн долларов. Другой вариант — понизить ключевую ставку. Однако пока ФРС ничего не предпринимает в этом отношении (последнее заседание состоялось на минувшей неделе, и ставка сохранена на уровне 0,75%), а в конце прошлого года ФРС и вовсе объявляла о трех грядущих повышениях ставки до конца 2017 года. Полномочия нынешней главы ФРС Джанет Йеллен истекают только через год, так что о снижении ставки в ближайшее время можно забыть. «Цикл повышения ставки ФРС протекает медленно: складывается впечатление, что американский регулятор так же неохотно повышает ставку, как ЦБ РФ — понижает. Тем не менее ФРС прогнозирует три повышения ставки в 2017 году: это значит, что ставка будет пересмотрена по итогам трех из оставшихся в этом году семи заседаний», — говорится в обзоре Sberbank CIB.
Наконец, самый фантастический (но и самый надежный) путь — объявить дефолт. Однако этот вариант представляется совсем уж маловероятным.