Оптимизм промышленников растет

6 февраля 2017, 00:00

Фактические платежи по внешнему долгу меньше расчетных Денежная масса опережает цены

С начала второго полугодия 2016-го около 40% российских промышленных предприятий считают спрос на свою продукцию недостаточным; в январе 2017 года доля таких оценок составила 41%, свидетельствуют результаты мониторинга ИЭП им. Е. Т. Гайдара.

Индекс прогнозов промышленности вышел на чрезвычайно высокий уровень оптимизма, которого не наблюдалось с сентября 2011 года, то есть более пяти лет. При этом рост индекса обеспечили все входящие в него составляющие: и планы выпуска, и прогнозы спроса, и прогнозы занятости.

Существенным фактором роста оптимизма планов выпуска стала динамика фактического производства. В последние месяцы она все дальше и увереннее уходит в положительную зону, удивляя одних и вселяя оптимизм в других. В январе 2017 года очищенный от сезонности баланс изменения выпуска, по данным опросов ИЭП, вышел на пятилетний максимум.

Ценовая политика российской промышленности пережила в январе традиционный скачок роста цен. В 2017 году баланс их фактического изменения оказался чуть выше (на два пункта) январского баланса 2016-го. Однако ценовые прогнозы января 2017 года существенно ниже аналогичных 2016-го. Годом ранее промышленность удерживала высокие инфляционные ожидания три месяца — с декабря по февраль.

А вот ситуация с трудовыми ресурсами вызывает тревогу. По оценкам предприятий, традиционный январский пик увольнений достиг сейчас двухлетнего максимума. В полностью кризисные месяцы 2015–2016 годов российская промышленность теряла меньше работников, чем в начале вроде бы начинающегося выхода из кризиса.

Пока такая ситуация не привела к возникновению дефицита работников на предприятиях. Недостаток кадров для обеспечения текущего выпуска в январе 2017 года зарегистрирован у 22% предприятий, его рост относительно кризисного минимума составляет только три процентных пункта.

Условия кредитования промышленности начинают закрепляться на докризисном уровне. В январе 2017-го уровень недоступности кредитов вновь снизился до 13%, вернувшись, таким образом, к значениям июля—сентября 2014 года.

Начиная с ноября прошлого года Росстат стал сдвигать индекс промышленного производства вверх, объясняя это главным образом более точным дефлятированием тех товаров и разновидностей деятельности, где исходные данные поступают в виде стоимостных объемов. Это происходит оттого, объясняет статведомство, что реальную стоимость продукции можно определить после ее окончательной реализации. А в момент подачи отчета о производстве она еще неизвестна, особенно для продукции с длительным производственным циклом. В результате Росстат по итогам 2016 года вывел весьма приличную цифру годового прироста промышленного производства — плюс 1,1% к 2015 году, притом что за три квартала года рост составлял всего 0,3%.
Согласно данным макроэкономической статистики, сумма платежей по внешнему долгу российских нефинансовых организаций, включая основной долг и проценты, составит в первом полугодии 2017 года 37,4 млрд долларов. Однако результаты регулярного опроса Банком России крупнейших компаний-заемщиков свидетельствуют, что фактические платежи могут составить лишь 29 млрд долларов. Остальное — так называемые внутригрупповые платежи, имеющие высокую вероятность пролонгации и рефинансирования. Пик выплат первого полугодия приходится на март; реальные платежи в этот период оцениваются ЦБ в 7,2 млрд долларов.

По оценке ЦМАКП, в декабре тенденция восстановления инвестиционной активности продолжилась. Объем предложения товаров инвестиционного назначения в российской экономике в декабре по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,8% (при этом в среднем за четвертый квартал темп прироста составил 0,7% в месяц после сезонной коррекции). Позитивная тенденция сводного индекса обеспечивается активным ростом производства машин и оборудования для внутреннего рынка, в то время как импорт инвестиционного оборудования остается относительно стабильным, а предложение стройматериалов слабо снижается.

Важнейшей характеристикой денежно-кредитной сферы в 2016 году стало возвращение динамики реальной денежной массы в положительную область. По итогам года денежный агрегат М2 вырос по номиналу на 9,2%, потребительские цены — всего на 5,4%.

 64-01.jpg
 64-02.jpg