На Балтийском море запущен паром, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). Судно Megastar принадлежит эстонскому оператору Tallink — одному из крупнейших перевозчиков Балтики. Поставщиком сжиженного газа для парома стала российская компания «Криогаз» (принадлежит Газпромбанку). Для балтийского рынка это один из первых опытов использования СПГ в качестве газомоторного топлива. Со временем, если практика окажется успешной, огромный рынок судоперевозок может стать очередной нишей для малотоннажного СПГ.
А для российских производителей газа (сейчас в стране таких компаний не больше десятка) эта ниша, пока только формирующаяся, может стать очередным мощным драйвером роста. Причем кроме самих газовиков на этом рынке смогут заработать и российские машиностроительные компании — производители СПГ-установок, газовозов и систем регазификации. В России выпуском установок сжижения занимается «Криогенмаш», турбин и компрессоров — «РЭП Холдинг».
Найди свой рынок
Сжиженный природный газ получается путем охлаждения метана до −162 °C. В процессе сжижения плотность газа увеличивается почти в 600 раз, что позволяет удобно и безопасно его хранить и транспортировать. Технология известна уже больше века, однако массовым товаром СПГ стал в последние десятилетия, а особенно активно мировой рынок СПГ растет в последние годы. Так, компания Shell ожидает, что за период с 2015-го по 2030 год мировой СПГ-рынок вырастет на 84%, с 250 млн до 460 млн тонн.
Но необходимо учитывать, что у разных по мощности СПГ-установок различные рынки сбыта, и развиваются они тоже по-разному. Крупнотоннажные СПГ-заводы работают для обеспечения сжиженным газом целых государств. Например, СПГ-завод на Сахалине сжижает газ миллиардами кубометров и отправляет его специальными танкерами-газовозами на близлежащий рынок АТР — в Японию и Южную Корею. А за европейский рынок газа идет ожесточенная борьба между Катаром и Алжиром, производящими СПГ, и Россией, поставляющей туда трубопроводный газ. Крупнотоннажный СПГ — это способ транспортировки газа на большие расстояния, из-за которых производителю выгоднее построить терминал и газовозы, нежели класть дорогостоящую трубу и строить газоперекачивающие станции. Расчеты показывают, что СПГ выигрывает у трубного газа при расстоянии доставки более 2000–2500 километров.
Средне- и малотоннажный СПГ меньше привязан к морю и нацелен на спрос локальных рынков. Главный его потребитель — автотранспорт, а в перспективе — речные и морские суда, локомотивы, сельскохозяйственная техника, зоны, где отсутствует сетевой газ (и вряд ли когда-либо появится). То есть в этом случае газ часто выступает заменителем дизельного топлива и мазута. Но для того, чтобы заменить дизель или мазут на СПГ, необходимо выстраивать инфраструктуру, обеспечивающую как само производство этого газа, так и доставку и потребление: обычный двигатель внутреннего сгорания на дизеле тоже будет необходимо переделать под газ. Все это окупаемо, но требует дополнительных усилий и материальных вложений. Из-за этого рынок малотоннажного СПГ пока растет темпами намного ниже потенциальных. Главная стратегия производителей небольших объемов СПГ — замещение, то есть выход на сформировавшиеся рынки сбыта с попыткой предложить потребителям что-то лучшее и (или) более дешевое, чем топливо, к которому они уже привыкли. Естественно, газ, экологичный и дешевый, намного выгоднее дизеля и мазута. Но против него играют инертность мышления, дефицит инфраструктуры и т. д. Тем не менее масштабные рынки малотоннажного СПГ в мире есть — например Китай, где больше сотни небольших производителей СПГ, разбросанных по всей стране, сжижают метан угольных пластов и продают его как топливо для автомобилей, так и для бытовых нужд. Постепенно такие рынки формируются также в России и Европе.
Посмотрели на себя
Пока что в России реализуются лишь единичные проекты такого рода. Массового внедрения малотоннажных СПГ-проектов не происходит из-за относительной дешевизны дизеля и мазута, высокого уровня газификации регионов, дефицита инфраструктуры потребления. «Мы продаем сжиженный природный газ как газомоторное топливо — в основном как заменитель мазута и дизельного топлива. Тем не менее часто с мазутом мы не можем конкурировать, — говорит директор департамента нефтегазовых проектов Газпромбанка Владимир Смелов. — На российском рынке мазут стоит порядка 10–12 тысяч рублей за тонну. У нас только стоимость входящего газа где-то порядка семи-восьми тысяч. А ведь ты еще должен переработать, довезти и регазифицировать». Тем не менее СПГ-проекты появляются и у нас, и уже можно выделить различные стратегии производителей сжиженного газа. Например, кузбасская «Сибирь-энерго» реализует проект СПГ на метане угольных пластов, по примеру Китая. Главным потребителем этого товара должны стать карьерные самосвалы, которых в регионе более двух тысяч единиц, — таким образом, кузбассцы используют местные ресурсы для продажи СПГ на локальном рынке.
Долгое время пытаются перейти с дизеля на СПГ «Российские железные дороги». Однако здесь тоже есть проблемы, главная из которых — техническое обслуживание тепловозов, работающих на газе. Выстраивание сервисной инфраструктуры для таких газотурбовозов настолько дорого, что нивелирует чуть ли не весь экономический эффект от экономии топлива. Тем не менее можно говорить о еще одной стратегии в использовании СПГ: магистральный газ в сжиженном виде идет на удовлетворение промышленного спроса.
Интересную нишу для малотоннажного СПГ в России нашел «Криогаз». Его небольшие установки находятся на приграничных территориях, а главный рынок сбыта — восточноевропейские страны, куда компания поставляет СПГ при активном содействии сестринского «Газпром экспорта». «Если посмотреть на расположение всех наших объектов СПГ, то они находятся вдоль западной границы Российской Федерации, — говорит Владимир Смелов. — Дело в том, что мы начинали развитие этого направления бизнеса в 2010 году, и долгое время основной рынок сбыта СПГ находился за пределами России, в первую очередь в Польше. Ориентируясь на этот спрос, мы начали формировать производственную базу на территории России. Теперь постепенно развивается и внутренний рынок». Кстати, на российский рынок уже начинают обращать внимание и другие компании, например «НоваТЭК».
И на внутреннем, и на внешнем рынке у «Криогаза» хорошие перспективы. «Сейчас мы прилагаем массу усилий, чтобы найти клиентов на внутреннем рынке. И эти усилия уже материализуются, — добавляет Владимир Смелов. — Так, в прошлом году мы подписали договор с компанией “Фосагро Апатиты” на поставку более четырех тысяч тонн сжиженного природного газа в год. Производство, находящееся в городе Апатиты, требует отопления шахт. Коллеги сравнили стоимость мазута, дизельного топлива, электроэнергии — и выбрали СПГ как наиболее оптимальный энергоноситель». Ближайшее к Апатитам с точки зрения логистики производство планируется построить в Петрозаводске. Этот завод будет постоен при наличии соответствующего спроса на СПГ в Карелии и Мурманской области. Поэтому пока «Криогаз» будет возить СПГ в Апатиты с действующих заводов в Кингисеппе или Пскове.
Дорогая Польша
На внешних рынках цена топлива намного выше, так что там продажа СПГ уже стала крайне выгодным бизнесом. Владимир Смелов приводит пример Польши: «Если на рынке Польши хотя бы 10–15 процентов потребляемого пропана, дизельного топлива и мазута заменить на СПГ, то у нас получается спрос 50–100 тысяч тонн в год». Однако это потенциал, который еще надо реализовать. В «Криогазе» говорят, что можно было бы подождать, пока какая-нибудь европейская компания сама начнет развивать этот рынок, но тогда велик риск, что у этой компании могут быть иные планы, не учитывающие российский СПГ. «Поэтому мы пошли по другому пути — создали собственную сбытовую компанию на территории Польши, — говорит г-н Смелов. — А это затраты не только на производство СПГ, но и на его транспортировку и распределение среди клиентов. Сейчас команда порядка 15 человек находится в Польше, мы все время ищем потенциальных клиентов. Если цена их устраивает, то мы за свои деньги строим им регазификационный терминал: резервуар хранения СПГ и испаритель. Кроме того, в нашей производственно-логистической цепочке должны быть криогенные автополуприцепы и другая инфраструктура». В результате такой работы за три года «Криогаз» превратился во вторую по объемам сбыта СПГ-компанию в Польше с объемом продаж около 20 тыс. тонн СПГ в год.
Помимо Польши «Криогаз» выходит и на рынки соседних стран. В прошлом году был заключен контракт с эстонцами на поставку порядка 20 тыс. тонн СПГ — как раз на заправку судна Megastar. «В сумме в 2017 году “Криогаз” продаст около 40 тыс. тонн СПГ, а наша торговая компания Сryogas Marketing & Trading Poland будет лидером европейского рынка по продаже сжиженного природного газа в малотоннажной форме. И это получилось только благодаря тому, что мы приняли решение о развитии инфраструктуры там», — радуется Владимир Смелов.
Надо признать, что инфраструктура на стороне клиента обходится недешево. Например, завод во Пскове обошелся примерно в 800 млн рублей; сопоставимая сумма была потрачена на строительство 15 систем приема, хранения и регазификации. Окупаемость такого проекта, подразумевающего строительство всей инфраструктуры от газовой трубы до потребителя, во многом зависит от цены СПГ; в «Криогазе» ориентируются на срок окупаемости семь—десять лет.
«Любое наличие инфраструктуры увеличивает стоимость СПГ, однако наша стратегия эффективна, и с нами тяжело конкурировать, — говорит Владимир Смелов. — Наше производство находится на границе, и для того, чтобы заправить, например, пассажирское судно, мы из Пскова в Таллин автотранспортом направляем четыре цистерны. У наших же коллег цепочка стоимости гораздо больше: они должны где-то взять СПГ, погрузить его на свои танкеры, отвезти на свою территорию и дальше доставить до того же судна. У нас расстояние 350 километров, у них — гораздо больше. И мы владельцы этого СПГ, а все остальные — перекупщики. Поэтому у нас просто естественным образом возникает конкурентное преимущество». Кроме того, экспортная пошлина на трубный газ в размере 30% серьезно помогает российским производителям СПГ на внешних рынках.
Единственное, в чем проигрывает «Криогаз» на европейском рынке, — наличие опыта и гудвила. К европейским компаниям доверия больше. «Мы надеемся, что реальными поставками, когда все будет работать как часы, это предубеждение будет разрушено, — уверен Смелов. — Люди здравомыслящие, считать умеют. Когда ты приходишь к поляку — производителю сыра, молока, яблок сушеных, показываешь, что у него было, а что получается при нашем варианте, то ему на самом деле все равно, откуда ты, главное, чтобы ты ему обеспечил эти поставки газа».
В ожидании самосвала
Сейчас «Криогаз» активно строит малотоннажные СПГ-заводы в Северо-Западном регионе страны (см. карту). И в ближайшие годы мощность средне- и малотоннажных СПГ-заводов компании может достичь миллиона тонн. При этом география поставок может быть значительно расширена. Максимальное расстояние, на которое может быть доставлен СПГ с российского завода по суше, — 1200 километров: в такой радиус для заводов Пскова и Кингисеппа попадают как страны Прибалтики, так и страны Юго-Восточной Европы. Плюс с терминала в Высоцке будет возможность отгружать газ на судно.
Тем не менее основные перспективы для роста потребления в ближайшие годы в «Криогазе» видят как раз внутри России. «Внешний рынок мы используем как трамплин, как возможность построить заводы, с тем чтобы дальше двигаться с запада на восток и на север, — рассказывает г-н Смелов. — Когда появится реальный экземпляр карьерной техники на сжиженном газе — “БелАЗ”, Caterpillar, “КамАЗ”, произойдет взрыв интереса к СПГ. Сейчас купить в серийном исполнении такую технику нельзя. Но производители активно работают в этом направлении. Это понимают и производители газа, и “НоваТЭК”, и “Газпром”».
Таллин—Москва