Во время избирательной кампании Дональда Трампа Китай стал, пожалуй, главной темой его выступлений на темы внешней политики и внешнеэкономических отношений. Он часто обвинял Пекин в том, что китайцы «насилуют» американскую экономику, манипулируя курсом национальной валюты, что обеспечивает китайским экспортерам наиболее выгодные условия для завоевания американских рынков потребительских товаров. Этим Трамп объяснял огромный дефицит во внешней торговле США с Китаем. Только за десять месяцев 2016 года дефицит в торговле с КНР составил для американцев 289 млрд долларов.
Чтобы выправить ситуацию, Трамп обещал ввести ввозные тарифы с целью поднять цены китайских товаров на американском рынке на 45%. Чтобы пересмотреть торговые отношения США с партнерами, в первую очередь с Китаем, Трамп создал в администрации новый орган — Национальный совет по торговле — и назначил его руководителем Питера Наварро, известного жесткими высказываниями в адрес Пекина по широкому кругу вопросов: от торговли и китайско-тайваньских отношений до политики КНР в зонах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
Помимо этого Трамп и его советники по американо-китайским отношениям считают, что новой администрации следует отказаться от политики «один Китай, две системы», которой руководствовались все американские президенты начиная с Ричарда Никсона. Трамп и его советники уверены, что рост экономической и военной мощи Китая делает политику этой страны более экспансионистской и создает угрозы как свободе судоходства в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, так и угрозу безопасности союзникам США в этом регионе. В первую очередь это относится к Японии, Южной Корее и Австралии.
Как высказывания самого Трампа в ходе избирательной кампании, так и комментарии людей из команды нового президента демонстрируют, что они преисполнены решимости пересмотреть торгово-экономические и военно-политические отношения с Китаем, чтобы изменить вектор этих отношений, который сегодня явно не в пользу США. Это означает, что в обозримой перспективе возможен рост напряженности и не исключен конфликт интересов США и КНР. В связи с этим я считаю важным рассмотреть взгляды американских экспертов на то, как далеко могут зайти эти конфликты между двумя странами и насколько США обладают, как иногда выражаются американские политики и эксперты, возможностью «поставить Китай на место».
1. Что касается манипулирования курсом китайской валюты в сторону понижения ее стоимости: многие эксперты считают, что Трамп оперирует сильно устаревшими данными и делает это лишь для того, чтобы посильнее сгустить картину и выставить Пекин в неблаговидном свете. Последние несколько лет Китай, напротив, поднимает стоимость юаня. В подтверждение этому американские эксперты отмечают, что с 1994 года минфин США ни разу не заявлял, что Китай манипулирует стоимостью национальной валюты. В случае поднятия тарифов на ввоз китайских товаров на 45% Пекин может ответить тем же по отношению к американским товарам. Кроме того, он сможет обратиться в ВТО с обвинениями в адрес США в нарушении норм и правил этой организации. Многие серьезные эксперты сходятся во мнении, что торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира чревата серьезными последствиями для всей мировой экономической системы. Помимо этого есть еще один важный фактор, который должна учесть команда Трампа: поднимая цены на товары из КНР, они рискуют нанести серьезный удар по покупательным возможностям американского среднего класса, основного потребителя китайских товаров.
2. Учитывая особую чувствительность Пекина ко всему, что касается роли и статуса Тайваня, можно ожидать, что пересмотр политики «один Китай, две системы» и интенсификация американо-тайваньских отношений способны вызвать очень серьезные осложнения в отношениях Вашингтона и Пекина. Особенно в том случае, если будут реализованы рекомендации Питера Наварро о строительстве военно-морской базы на востоке острова Тайвань: начнется оснащение тайваньской армии новыми вооружениями, будет развернуто строительство большого подводного тайваньского флота с помощью японцев, возобновлены частные поездки на остров членов Конгресса и правительства США. Эксперты считают, что телефонный разговор Трампа с тайваньским президентом был не импровизацией, а шагом в сторону отказа от политики «один Китай, две системы».
3. К этому могут добавиться и другие негативные факторы, которые будут способствовать дальнейшему ухудшению американо-китайских отношений. Уже давно власти США выражают озабоченность претензиями Китая на доминирование в Южно-Китайском море. Строительство там искусственных островов и их милитаризация вызывают недовольство соседей КНР этой акваторией, и в Вашингтоне звучат призывы обуздать Китай.
Во время утверждения Рекса Тиллерсона в Сенате на должность госсекретаря тот призвал Китай приостановить строительство новых искусственных островов и пригрозил, что американцы закроют китайским ВМС доступ к семи уже построенным островам. Это заявление вызвало серьезную озабоченность аналитиков: многие опасаются, что подобные действия новой администрации США могут вызвать эскалацию конфликта между двумя странами. Правда, военные эксперты считают, что для того, чтобы привести эти угрозы в исполнение, США придется резко нарастить свой военно-морской потенциал в Тихом океане, в частности в Южно-Китайском море. В планах Трампа, связанных с перевооружением американской армии, приоритетными называются усовершенствование ядерного потенциала и наращивание военно-морских сил, особенно в Тихом океане. Эти шаги по усилению позиций США в деле сдерживания Китая укладываются в рамки известной концепции Рональда Рейгана «мир посредством силы». Администрация Трампа исходит из того, что если США хотят получить уступки от Китая как в торгово-экономических, так и в геополитических отношениях, то они должны обладать набором инструментов давления на Китай, начиная с наращивания прямой военной силы в регионе до давления по дипломатической линии путем отказа от подхода «один Китай, две системы». Кроме того, эксперты, близкие к администрации Трампа, рекомендуют укрепить военно-дипломатический компонент Тайваня и одновременно создавать коалицию стран для сдерживания Китая. Справедливости ради надо сказать, что есть и такие эксперты, которые сомневаются, что за короткое время, имея столько проблем внутри страны (от инфраструктуры, которая требует триллионных инвестиций, до образования и социальных проблем), новая администрация сможет располагать достаточными ресурсами, чтобы резко увеличить расходы на масштабное наращивание ВМС в акватории Тихого океана.
В заключение хочу отметить, что не все эксперты рассматривают возможности развития отношений КНР и США только в перспективе усиления конфронтации. Некоторые эксперты считают, что достигнутая взаимозависимость между двумя экономиками позволяет им найти возможности для конструктивного взаимодействия и в будущем. В качестве примера приводятся слова вице-президента Майка Пенса, бывшего губернатора Индианы, который отметил, что этот штат потерял рабочие места, которые ушли в Китай, но сейчас Индиана возвращает рабочие места, так как китайские компании инвестируют в местный бизнес в сфере «зеленых, экологически чистых производств». Ряд экспертов выражает осторожный оптимизм, что США и Китай не закроются друг для друга в сфере экономики, а напротив, Пекин, желая допустить конкуренцию с целью роста производительности и эффективности китайских частных и государственных предприятий, откроет новые рынки для американского капитала, которые до сих пор были для него закрыты.
И самое последнее: некоторые эксперты отмечают очень важный положительный момент в будущих отношениях США с Китаем. Поскольку Трамп — прагматик и на него не давит тот груз, который многие десятилетия отягощает американскую внешнюю политику, то он не станет навязывать американские ценности и стандарты Пекину и не будет поучать, что хорошо, а что плохо во внутренней политике КНР.
В любом случае Вашингтону и Пекину придется пройти испытание новой политикой, которую предлагает Трамп в отношении Китая. Каков будет результат этого испытания, мы узнаем, когда администрация Трампа перейдет от слов к делу. В эту новую политику заложена как угроза конфликтов и конфронтации, так и возможности конструктивного переустройства параметров новых отношений. Результат во многом будет зависеть от мудрости и умения лидеров обеих стран пройти этот опасный путь без серьезных потрясений.