Последние печатники

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
20 февраля 2017, 00:00

В издательстве URSS вышел не имеющий аналогов в мире словарь полиграфических терминов

Читайте Monocle.ru в

Авторы словаря Борис Каган и Стефан Стефанов поставили перед собой цель наиболее полно описать полиграфический мир через порожденную им терминологию. Все началось еще в девяностых с идеи создать стандарт для полиграфической промышленности с практической задачей упорядочить наиболее расхожие термины, уточнить их значение и сделать его общепринятым. Стандарт приняли, но работу остановить было уже нельзя. Она продолжается и по сей день. Словарь, датированный прошлым годом, включает в себя более 9000 терминов на русском языке, для которых приведены свыше 11 000 англоязычных соответствий. Итого: больше 20 тысяч словарных единиц на двух языках. Каган и Стефанов предупреждают: они описали полиграфический мир, каким он был до 2014 года, и не исключают, что ко времени, когда читатель возьмет книгу в руки, он может уже измениться. По мнению авторов, которые проработали если и не всю имеющуюся литературу, посвященную полиграфической отрасли, то уж точно бόльшую часть наиболее авторитетных основных трудов, это самое полное описание полиграфического мира.

Борис Каган 67-02.jpg ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Борис Каган
ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Стефан Стефанов 67-03.jpg ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Стефан Стефанов
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Оба автора — выпускники Московского полиграфического института. Борис Каган — полиграфист с 60-летним стажем. Он застал еще ручной набор литер. Именно он в Советском Союзе был одним из инициаторов печати газет офсетным способом и тем самым оказался непосредственным образом причастен к одной из важнейших технологических революций в отечественной полиграфии. Ныне занимает пост директора по производству медиахолдинга «Эксперт». Стефан Стефанов — профессор Российского университета дружбы народов, автор 11 изобретений и 97 книг. Написал 27 статей в Большую Российскую энциклопедию. В его библиографии соседствуют «Триадная автотипия по принципу минимизации цветных красок за счет черной» и «Жемчужины болгарской поэзии». Практический опыт и знания автора Толкового словаря терминов полиграфии позволяют ему быть уверенным в том, что титаническая работа выполнена с достаточной широтой видения ситуации в целом и необходимой долей дотошного внимания к деталям.

Оба автора работали с убеждением, что книга — одно из высших достижений человеческой цивилизации и необходимо упрочить ее положение в цифровую эпоху. Цель составления словаря очевидна — гармонизировать область, которую он описывает. Но словарь Кагана и Стефанова не просто упорядочивает полиграфический мир — он его еще и расширяет. В словарь включены не только термины, относящиеся к печатным технологиям, но и понятия, связанные с издательским делом и дизайном. Однако и это еще не все. В словарь входят помимо терминов, относящихся к актуальным технологиям, все возникшие с тех пор, как Гутенберг запустил свой печатный станок. Словарь описывает огромный пласт человеческой культуры. Он полон настолько, насколько это возможно. Его объем превышает 1000 страниц. Он издан тиражом в 1000 экземпляров, что для литературы такого рода достойный показатель.

Каждому из словарных разделов предшествуют несколько эпиграфов, первое слово которых начинается на соответствующую букву русского алфавита. Среди авторов этих высказываний много порой весьма неожиданных. Например, в эпиграфах к каждому разделу присутствует афоризм Брюса Ли. Читатель, открыв книгу на букве В, прежде чем узнать, что такое вадемекум и ваката, получат короткий и точный интеллектуальный удар мастера восточных единоборств «Вера — это состояние духа». Открываем букву П — самый большой раздел словаря — и, прежде чем узнать, что такое пайка и пакетирование, читаем: «Полностью осознайте то, что сейчас происходит». Неизвестно, каким образом это удалось Брюсу Ли, но он придумал изречения почти для всех разделов словаря за исключением нескольких. Афоризмы китайские, а вот термины по своему происхождению большей частью немецкие.

Когда-то полиграфия была искусством, сейчас же это промышленная отрасль. Но главный продукт ее по-прежнему книга, что является предметов профессиональной гордости печатников. И сдавать позиции с наступлением цифровой эпохи они не намерены.

 

Каган Б. В., Стефанов С. И. Термины полиграфии до 2014 года: Толковый словарь терминов полиграфии (с английскими эквивалентами). — М.: Ленанд, 2017. — 1184 с. Тираж 1000 экз.