В непонятной ситуации перераспределяй налоги

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
20 февраля 2017, 00:00

От предполагаемого налогового маневра в виде повышения НДС с одновременным снижением ставки страховых взносов выиграют экспортеры и региональные бюджеты, проиграют — все остальные

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

Налоги на труд (речь идет о страховых взносах) могут быть резко понижены, а выпадающие доходы бюджета компенсированы косвенными налогами (налог на добавленную стоимость). Информация о таком налоговом маневре на прошлой неделе была вброшена в СМИ. В этот раз автором налоговых новаций называют не Минфин, а министра экономического развития РФ Максима Орешкина. Почву уже подготовил министр финансов Антон Силуанов: в интервью интернет-изданию «Газета.Ru» он заявил, что обсуждаются «изменения в структуре долговой нагрузки», в том числе снижение ставок налогов на труд и повышение косвенных налогов. Цель всего этого, в версии Минфина, — улучшение условий для добросовестных налогоплательщиков.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова рассказала «Эксперту» о зонах неэффективности в расходовании государственных средств, об императивах бюджета, пенсионной реформе и о прогрессивной налоговой шкале
Александр Ивантер

«Речь идет об изменении налоговой системы с 2019 года, но уже в этом году хотят основную конструкцию согласовать как с бизнесом, так и с властью и с обществом, — прокомментировал «Эксперту» новации МЭР и Минфина президент “Опоры России” Александр Калинин. — Предполагается в мае провести эту дискуссию на президентской площадке; соответственно, уже в марте правительство будет эту повестку определять».

Поступления по взносам могут еще вырасти после передачи их администрирования в ФНС 38-02.jpg
Поступления по взносам могут еще вырасти после передачи их администрирования в ФНС

Следите за процентами

Пока информации о конкретных деталях самого маневра немного. Называются разные варианты, начиная с повышения НДС на один процентный пункт (п. п.) с одновременным понижением страховых взносов на такую же величину. Основным пока можно считать решение «21/21»: повышение с 18 до 21% ставки НДС с понижением с 30 до 21% суммарных страховых взносов.

В варианте с перераспределением 1 п. п. особого смысла нет. Согласно расчетам члена комитета по налогам экспертного совета «Деловой России» Марины Зайковой, если сейчас условному работнику надо выплатить условную зарплату в размере шести тысяч рублей в месяц, то социальные взносы (22% — пенсионные, 2,9% — соцстрахование, 5,1% — ФОМС, еще 2% — травматизм; итого 32%) с суммы 6897 рублей (шесть тысяч «чистыми» на руки плюс НДФЛ) составят 2207 рублей. НДС по ставке 18% «сверху» всей суммы (то есть в составе издержек предприятия) будет равен 1638,72 рубля. В итоге получаем налоговую нагрузку на фонд оплаты труда в размере 4742,72 рубля, в процентах к выплаченной заработной плате — 0,79, или 79%.

Увеличиваем ставку НДС на 1 п. п. при одновременном снижении страховых взносов на 1 п. п. Социальные взносы составят теперь 31%, или 2138,07 рубля, НДС по ставке 19% — 1716,66 рубля. Теперь налоговая нагрузка будет равна 4751,73 рубля, то есть увеличится на каких-то девять рублей! В процентах к выплаченной заработной плате она тоже практически не изменилась — те же 79%.

Можно предположить, что инициаторы налоговых изменений имели в виду какие-то дополнительные факторы, тем более что декларируемая цель маневра — перезапуск экономического роста. Логично предположить, что цель — уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, у которых высокая доля оплаты труда в расходах, и компенсировать это за счет предприятий с низкой долей оплаты труда. К тому же НДС ложится на конечного потребителя, а производитель выступает только налоговым агентом.

Марина Зайкова так комментирует эти предположения: «Страховые взносы с этого года собирает Федеральная налоговая служба, но до собираемости, как по НДС, им еще лет пять обкатки. Поэтому это просто попытка собирать то, что лучше собирается, за счет того, что собирается хуже. Ни к бизнес-климату, ни к экономическому росту это не имеет никакого отношения!»

Вариант «1/1» будет означать повышение налоговой нагрузки, так как база по НДС выше, отмечает Александр Калинин. Но он больше склоняется к тому, что в итоге будет реализован формат «21/21». В этом случае мы увидим повышение НДС на 3 п. п. и снижение социальных взносов на 9 п. п. Скорее всего, Минфин предполагает при этом убрать регрессию по взносам (напомним, сегодня предельный размер базы для начисления взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) — 876 тыс. рублей в год, для взносов в Фонд социального страхования (ФСС) — 755 тыс. рублей, после достижения пороговых величин взносы в ПФР берутся по ставке 10%, а в ФСС вообще не взимаются). То есть взносы в полном объеме будут собирать в полном объеме со всех зарплат, в том числе с высоких.

Сырьевикам, а не производителям

В новом варианте налоговой нагрузки «Опора России» видит и некоторые положительные моменты для отдельных предприятий. «НДС — налог очень хорошо администрируемый, ФНС России видит его до “пяти колен”, — поясняет Александр Калинин. — Естественно, повышение ставки по нему вызовет повышение нагрузки на бизнес, особенно на доходный. С другой стороны, экспортеры, которым НДС возвращают, окажутся в более выгодном положении».

Что же касается теневой экономики, то и тут возможен некий положительный эффект. «На теневых предприятиях это никак не скажется, а вот на тех, кто платит “серые” зарплаты, отразится, — полагает г-н Калинин. — Если страховые взносы сократятся прилично, на девять-десять процентных пунктов, то те, кто платит зарплату “всерую”, будут большую ее часть показывать “вбелую”. Это положительно не только для предприятий, но и для муниципальных и региональных бюджетов, ведь подоходный налог прежде всего идет туда».

Однако нельзя забывать, что сама концепция НДС в том виде, в каком она реализована в России, вызывает большие сомнения. В частности, НДС противоречит концепции модернизации производства: в России амортизация облагается НДС; соответственно, предприятиям проще работать на старом оборудовании с низкой долей амортизации в цене, чем устанавливать новое, многократно увеличивая амортизацию, да еще сверху платить на нее 18%. Но самое главное, что сумма НДС, поступившая в бюджет, равна или меньше суммы НДС, которую государство фактически выплатило из консолидированного бюджета (подробнее см. «Добавленное зло», «Эксперт» № 34 за 2016 год). Есть и конкретные примеры: когда государству потребовалось поддержать отечественное сельхозмашиностроение, размер госсубсидий сравнялся с суммой, которую субсидируемые предприятия выплатили в бюджет в виде НДС, а производство выросло в несколько раз. Более наглядного подтверждения вреда НДС для отраслей, которые нуждаются в развитии, не придумать.