Немецкая Mercedes-Benz, подразделение группы Daimler, вложит порядка 300 млн евро (18 млрд рублей) в строительство автомобильного завода в Московской области. Об этом заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. По его словам, специальный инвестиционный контракт (соглашение, заключающееся на срок до десяти лет) будет подписан с Mercedes-Benz до конца года. Подписавшие его предприниматели берут на себя обязательства по локализации, развитию технологий, созданию нового производства и продуктов. Взамен они могут претендовать на преференции со стороны государства, такие как налоговые льготы или упрощение некоторых административных процедур. Строительство завода также позволит компании получить статус российского производителя, а значит, и доступ к госконтракту.
Проект Mercedes-Benz предусматривает локализацию в России производства премиальных внедорожников компании. Мощность производства составит 25–30 тыс. автомобилей в год. Это немного по меркам автомобильного рынка страны в целом, но в сегменте премиальных внедорожников смотрится вполне внушительно.
По мнению отраслевых аналитиков, едва ли сразу будет построен завод полного цикла. Проект будет осуществляться поэтапно, с постепенным повышением уровня локализации. Срок его окупаемости составит примерно шесть лет.
Ранее Daimler рассматривала возможность строительства завода примерно той же мощности под Петербургом. Переговоры тянулись почти десять лет, но ни к чему не привели и весной прошлого года прекратились. Немцы добивались от властей значительных и разнообразных уступок, которые те сочли избыточными.
Отметим, что с момента введения в 2005 году соглашений о промсборке в России было локализовано производство целого ряда крупнейших мировых автомобильных компаний: Volkswagen, Renault-Nissan, Ford, Peugeot Citroën, Mitsubishi и т. д. Кроме того, модели некоторых зарубежных автомобильных брендов собираются в России на мощностях отечественных компаний. Совокупные иностранные инвестиции в развитие автопрома в России за это время превысили 20 млрд долларов. Это рекорд для несырьевых отраслей отечественной промышленности. По данным Минпромторга, совокупные мощности по производству легковых автомобилей в стране уже к 2015 году превышали 3,4 млн автомобилей в год. Daimler же раньше присутствовала в России в качестве производителя только в сегменте грузовиков, участвуя с 2009 года в совместном предприятии с российским КамАЗом.
Российский автомобильный рынок в последние годы испытал сильное падение, что отразилось и на объемах производства новых автомобилей. Тем не менее эксперты уже говорят о первых признаках восстановления рынка, который потенциально может стать крупнейшим в Европе. При этом благодаря курсу рубля в более выигрышном положении оказываются игроки, сумевшие добиться высокого уровня локализации производства в России.
Mercedes-Benz сейчас лидирует на российском рынке премиальных автомобилей. Но в абсолютном выражении продажи сокращаются: за первые три квартала прошлого года компании удалось продать в России менее 24 тыс. автомобилей — на 7,7% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Попытаться снизить издержки и получить доступ к госконтрактам для компании вполне осмысленный шаг.