Информационные системы особенно важны в системе здравоохранения. Именно здесь приходится иметь дело с огромными объемами информации, от которых, без преувеличения, порой зависит жизнь человека. Новейшие информационные технологии способны помогать оперативно обрабатывать данные о пациентах, врачи могут из любой точки мира просматривать в облаке электронные карты больных, выписывать электронные рецепты, дистанционно консультировать и лечить людей в труднодоступных регионах, оперативно получать с помощью мобильных датчиков данные о состоянии людей.
На то, чтобы осуществить все эти возможности, направлена информатизация российского здравоохранения, которая развернулась в последние годы. Относительно недавно компьютер и доктор в России были явлениями из разных миров. Согласно официальной статистике, еще пять лет назад на 10,6 работника государственных учреждений здравоохранения приходился один компьютер; выход в интернет имелся лишь у трети медучреждений; непосредственно в лечебных процессах была задействована лишь пятая часть компьютеров, остальные использовались в административно-хозяйственных целях.
В 2011 году российские власти приняли меры для информатизации здравоохранения: была разработана соответствующая концепция, началось создание базовой ИКТ-инфраструктуры медучреждений, были сформированы основные принципы Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). На информатизацию здравоохранения за последние пять лет из государственного бюджета было выделено порядка 30 млрд рублей. И можно сказать, что эти вливания привели к определенному результату.
По данным Минздрава РФ, на сегодня полной автоматизации рабочих мест сотрудников медицинских учреждений удалось добиться в девяти регионах — Астраханской, Тульской, Кемеровской, Курганской и Псковской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Чувашской Республике и Москве. Еще в девяти регионах автоматизировано 80–99% рабочих мест. В 18 регионах этот показатель составляет 60–79%. Впрочем, есть и аутсайдеры: менее 19% рабочих мест медперсонала до сих пор автоматизировано во Владимирской и Ленинградской областях, а также в Еврейской автономной области (см. график 1).
Во многих субъектах федерации внедряются электронные медицинские карты, в электронной форме происходит запись пациента на обследования и консультации, ведется отчетность, начинается электронная выписка рецептов, идет автоматизация управления лекарственным обеспечением. По данным CNews Analytics, региональные центры обработки данных (ЦОДы) медицинской информации созданы в 78 регионах, а в 76 проведена их интеграция в общую базу региональных медицинских информационных систем (МИС). Кроме того, информационная система льготного лекарственного обеспечения заработала в 75 регионах, в 73 организованы телемедицинские консультации, в 76 созданы системы диспетчеризации санитарного транспорта, в 54 —региональные контакт-центры.
Впрочем, говорить о победе информатизации в российском здравоохранении пока еще рано. Во многих медицинских сферах ИТ-системы еще не начали работать. Например, по данным исследования CNews Analytics, в прошлом году передача так называемых структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) в интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК) началась в 53% регионов. Однако в 35% субъектов показатель соотношения количества СЭМД и численности населения составляет менее 30%, то есть сервис фактически не используется. Полноценной работы ИЭМК с передачей туда более 70% документов удалось добиться лишь в 10% регионов (см. график 2). А согласно официальной статистике Минздрава, лишь 18% подключенных к системе ИЭМК медучреждений передают в нее сведения; сервисом федеральной электронной регистратуры активно пользуются только около 35%.
«Хорошей новостью является то, что стадия базовой информатизации медицины в России уже позади. Сегодня основная задача — создание единого информационного пространства, интеграция систем медучреждений с ведомственными информационными системами. Почти везде внедрены медицинские информационные системы, ведется электронная запись пациентов, отчетность, производится выписка рецептов. Начинается создание Федеральной телемедицинской консультативно-диагностической системы, — говорит Сергей Клименко, руководитель проектов компании “Ай-Форс” (ГК “Форс”). — К сожалению, уровень информатизации здравоохранения в России пока значительно ниже, чем в развитых странах. Главные причины этого — недостаточное финансирование и отсутствие нормативной базы. То, что удалось сделать, относится к этапу создания базовой ИТ-инфраструктуры. А задача реализации Единой государственной информационной системы здравоохранения пока не решена. Дело осложняется тем, что задача эта оказалась возложена на плечи регионов, которые должны создавать собственные сегменты с последующим их объединением на федеральном уровне. Федеральный центр оставил за собой функции регулирования развития отрасли, а также решение проблем межведомственного взаимодействия».
Нет законов и денег
Отсутствие законов и средств — этим участники ИТ-рынка объясняют пробуксовку в информатизации медицинской сферы в России. Федеральные органы с трудом справляются с оперативной разработкой соответствующих стандартов и не поспевают за быстро развивающимися технологиями. Только два года назад Министерство здравоохранения РФ начало разработку типовых требований к так называемым медицинским информационным системам уровня медицинской организации (МИС МО) и региона (РМИС).
При этом на уровне регионов до сих пор нет единого видения выполнения задачи. Сложились два основных подхода к информатизации медицинских учреждений. Первый — монолитный, на базе единой для всех учреждений облачной архитектуры. Второй — интеграционный, когда медицинские информационные системы разных разработчиков объединяются на уровне региона.
«Информатизацию здравоохранения в России от других развитых стран, отличает то, что в России уровень информатизации часто зависит от организационной структуры учреждения. В коммерческих заведениях собственник сам инициирует внедрение современных технологий, которые помогают ему влиять на качество обслуживания и оказания медицинских услуг, что в конечном счете отражается на его доходах. Уровень автоматизации таких клиник соответствует мировым аналогам, — говорит Игорь Никулин, заместитель генерального директора, директор департамента информационных технологий компании КРОК. — В государственных медицинских учреждениях этот процесс организован несколько иначе и, к сожалению, зачастую воспринимается персоналом скорее в качестве барьера, а не помощи. Несмотря на это, планомерно внедряются всевозможные системы по учету показателей качества работы медицинских работников. Нередко уже применяются решения, позволяющие следить за загрузкой высокотехнологичного оборудования и очередью к нему пациентов. Это исключает злоупотребления при использовании оборудования. Кроме того, во всех системах автоматизации от медработников требуется фиксировать диагнозы в электронном виде».
Отсутствие нормативных актов тормозит развитие передовых и удобных медицинских услуг, использующих современные информационные решения. Например, технологически уже можно было бы широко применять услуги телемедицины, когда квалифицированные врачи имеют возможность удаленно консультировать, лечить и даже принимать участие в сложных операциях. Однако долго обсуждаемый закон о телемедицине до сих пор не принят. Сообщается, что месяц назад он только прошел экспертный совет при правительстве РФ и, вероятно, скоро будет направлен на рассмотрение в Госдуму.
«Исторически сложилось, что в России в первую очередь активно развивались системы, обеспечивающие формирование и сбор различных видов статистики, отчетности и мониторинга деятельности медицинских учреждений, — комментирует Григорий Гинзбург, руководитель Центра компетенций “Здравоохранение РФ” группы компаний Softline. — Однако все большее значение получают системы, связанные с непосредственным оказанием медпомощи. Например, это медицинские, лабораторные и многие другие информационные системы, предназначенные для автоматизации деятельности больниц и помогающие врачам принимать верные диагностические решения. Минздрав РФ поставил задачу повысить доступность медицинской помощи. Для выполнения этих требований в регионах внедряются системы оказания телемедицинских услуг. Телемедицина — один из разделов “дорожной карты” Минздрава РФ по развитию ЕГИСЗ. Поэтому в регионах активно развиваются средства проведения телеконсультаций, предоставление удаленного доступа врачам к медицинским изображениям, полученным из разных источников (КТ, МРТ, УЗИ, ангиографы и так далее). Широко внедряются системы хранения и обработки медицинских изображений. Например, региональные централизованные архивы медицинских изображений (ЦАМИ) или системы, действующие локально в больницах».
Новая волна информатизации
В ноябре прошлого года российское правительство заявило о новых мерах по информатизации сферы здравоохранения. Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился к 2025 году выполнить две ключевые задачи. Первая заключается в том, что не менее 99% государственных медицинских организаций в России должны будут внедрить медицинские информационные системы и интегрировать их с региональными информационными системами и компонентами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Задача вторая: не менее 99% рабочих мест медработников в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, должны быть дооснащены компьютерным оборудованием, стать автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам.
Власти также ставят задачу к 2025 году организовать во всех 85 субъектах федерации процессы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. А уже в следующем году 100% российских граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, должны будут иметь электронные медкарты. При этом число пользователей электронных медицинских сервисов, доступных в личном кабинете «Мое здоровье» (стартует на портале госуслуг в первом квартале 2017 года), в 2025 году должно составить 48 млн человек.
Одновременно в личном кабинете планируется организовать не менее десяти электронных сервисов для граждан. В первую очередь это возможность записаться к врачу, вызвать его на дом, получить сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты, сведения о полисе ОМС и страховой медицинской организации, сведения о прикреплении к медицинской организации. Следующая серия сервисов — электронные медицинские документы, сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости, оформление полиса ОМС, оценка удовлетворенности качеством работы медицинских организаций (включая разработку системы контроля качества работы медицинской организации посредством данной услуги), запись на плановые медицинские осмотры.
Бюджет, который правительство планирует выделить для достижения этих целей, — порядка 5,5 млрд рублей на период до 2025 года. Сумма эта, по мнению экспертов, достаточно скромная. При том что, повторимся, за последние пять лет на развитие ИТ в здравоохранении было выделено около 30 млрд рублей, нового транша может и не хватить.
Большой потенциал
Впрочем, в любом случае в ближайшем будущем медицинские ИТ-системы в России имеют большой потенциал для развития. Здесь есть много перспективных направлений. «С учетом того, что более 70 процентов затрат в системе здравоохранения приходится на поддержку людей с хроническими заболеваниями, наиболее перспективными являются стационарозамещающие технологии, такие как дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов. Огромное будущее у систем персонифицированной медицинской помощи на основе расшифровки генома ДНК с последующим анализом рисков, проведением профилактических мероприятий и индивидуальной терапией», — считает Сергей Клименко из «Ай-Форс».
Уже сейчас многие современные модели тонометров, глюкометров, электрокардиографов и другого медицинского оборудования позволяют врачам дистанционно, используя технологии беспроводной связи, получать и передавать всевозможные данные о здоровье пациентов. Основываясь на возможностях таких устройств, российские компании разрабатывают оригинальные решения. «Перспективным направлением можно назвать технологии экспресс-мониторинга здоровья, которые позволяют без участия врача и лаборанта оценивать готовность человека к определенной деятельности, — говорит Игорь Никулин из компании КРОК. — Один из примеров такого решения — наша собственная разработка, аппаратно-программный комплекс медицинской диагностики. Его использование оправданно на всевозможных опасных производствах и в организациях с повышенным уровнем риска; цель — предупреждение производственного травматизма, жертв и аварий. Такие терминалы буквально за несколько минут проверяют работника на алкогольное или наркотическое опьянение, а также на соответствие норме базовых показателей здоровья (пульс, давление и так далее). Все это позволяет работодателям не просто соблюдать Трудовой кодекс, но и контролировать продуктивность работы сотрудников».
Примечательно, что у российских компаний есть перспективы продажи решений и ИТ-продуктов в области медицины не только внутри России, но и за рубежом. Например, отечественная компания «Нордавинд» сейчас с успехом демонстрирует на крупных международных выставках свой кардиокомплекс Cardio-cloud.ru, который состоит из кардиофлешки ECG Dongle (находится на теле пациента), мобильного приложения (устанавливается на планшет или смартфон, отображает ЭКГ, сохраняет данные в формате PDF для отправки врачу) и облачного сервиса «КардиоОблако» для отправки ЭКГ кардиологу и получения мнения о состоянии сердечно-сосудистой системы человека.
«Уникальность наших решений в том, что мы не только предложили рынку самые бюджетные в мире приборы для мониторинга работы сердца, но и создали законченную экосистему, включающую облачный сервис “КардиоОблако”, на который любой пользователь со своего смартфона или планшета может отправить данные, полученные одним из наших приборов, и получить мнение специалиста-кардиолога о состоянии своей сердечно-сосудистой системы, — рассказал “Эксперту” Илья Свирин, генеральный директор ГК “Нордавинд”. — Наши приборы — хорошая основа для любой телемедицинской системы, поэтому многие разработчики таких систем, уже представленных на российском и мировом рынках, осуществили интеграцию наших приборов в свои системы или сейчас этим занимаются».
По словам Ильи Свирина, полный цикл производства продукта его компании осуществляется на территории России. Группа «Нордавинд» нацелилась на то, чтобы в ближайшие пять лет войти в десятку мировых лидеров на мировом рынке техники для здоровья.