Лабиринты конверсии

27 февраля 2017, 00:00

Журнал «Эксперт» открывает цикл публикаций, посвященных обсуждению проблем конверсии военной промышленности. Развернувшаяся в последние пять лет модернизация оборонно-промышленного комплекса страны уже дала вполне осязаемый эффект в части роста боевых возможностей российских Вооруженных сил. Более того, заметной модернизации подверглись как сами предприятия ОПК, так и десятки смежных производств. Позитивный импульс радикального увеличения гособоронзаказа важно закрепить и развить в условиях грядущего сокращения военного бюджета страны за счет максимальной экспансии наработок и технологий в гражданские отрасли. Но как это сделать? История последних полутора столетий не слишком богата примерами действительно успешной конверсии.

Анализ успешных кейсов конверсии в нашей стране и за рубежом позволил нам сделать следующие выводы. Полноценная (жесткая) конверсия возможна при наличии одинаковой базовой технологии и одинаковом или схожем оборудовании, которое используется для выпуска военного и гражданского продукта. Она может быть проведена лишь в ограниченном количестве отраслей — прежде всего это приборостроение, связь, выпуск медицинской техники.

«Мягкая» конверсия или диверсификация ОПК России может быть эффективна в авиастроении, космической и судостроительной промышленности, но только после сокращения избыточных производств и тотальной автоматизации производственных процессов. Наиболее вероятен успех в том случае, если предприятия перейдут на шестой технологический уклад. При этом необходимо создать соответствующее программное обеспечение и промышленные роботы, которые будут на его основе работать.

Организация непрофильного побочного производства на оборонном предприятии в конечном итоге бессмысленна, поскольку такая продукция будет проигрывать товарам, которые выпускают специализированные компании.

Новые производства на основе оборонных технологий очень часто могут оказаться успешными при наличии инициативных предпринимателей, которые будут ими заниматься. В целях коммерциализации оборонных ноу-хау необходимо создать закрытую базу таких технологий, которая будет доступна прежде всего государственным инвесторам или их партнерам — венчурным предпринимателям из России.

При организации конверсии надо иметь в виду, что это длительный процесс, который требует значительных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов. Экономические и социальные последствия, результаты конверсии могут быть оценены только в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Конверсия военного производства предполагает сочетание плановых и рыночных начал; государственное регулирование макроэкономических показателей в ходе конверсии, правительственная поддержка конверсируемых отраслей и предприятий в значительной степени обусловливают эффект от реализации конверсионных программ.

Наряду с объективными существуют и субъективные проблемы конверсии, характерные для многих предприятий в России, их руководителей и владельцев. Так, многие из них все еще не верят в сокращение оборонного заказа на фоне нынешних мировых проблем, рассчитывают, что «пронесет». Опытные оборонщики тоже зачастую не верят в перспективы какой бы то ни было конверсии и, шире, в перспективы своего выхода на открытый рынок гражданской продукции.

Психологические барьеры бывают не менее серьезны, чем дефицит опыта, станков или кадров. Но преодолевать их придется. Жизнь заставит.