Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) в ЖКХ надо полностью преобразовать, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, из-за ФГУП отрасль ЖКХ не может жить без субсидирования из бюджета, а качество услуг остается очень низким: «Работают они плохо и никогда не будут работать лучше. Мы всё там монополизировали, частный капитал не пускаем. Это ужасно. Надо убрать эти ФГУПы, преобразовать их в более открытые общества, в те же акционерные. Потом дать пакеты частному капиталу и, наконец, прекращать государственное субсидирование», — заявил глава ФАС в интервью «России-24».
Проблема унитарных предприятий в ЖКХ застарелая, но вопрос не в эффективности или неэффективности унитарной формы собственности самой по себе, а в сращении региональной или муниципальной власти и «квазибизнеса» в форме ФГУП, ГУП или МУП. Местные чиновники устанавливают тарифы для подконтрольных себе же естественных монополий. Те, в свою очередь, живут в парадигме «затраты плюс» — то есть чем больше расходов, тем больше тариф, а если по каким-либо причинам тарифа не хватает, то разницу субсидируют из бюджета (конечно, если в бюджете есть средства). В самых же экстремальных случаях ни о каких субсидиях речи не идет. Часто унитарные предприятия практически ничем не владеют: основной их актив — коммунальная инфраструктура, принадлежащая муниципалитетам, унитарные предприятия ее лишь арендуют. В случае возникновения убытков и неподъемных долгов ФГУП или МУП в такой конструкции практически ничем не отвечает перед кредиторами, легко банкротится, а активы переходят обратно в собственность муниципалитета. На базе имущества формируется новое унитарное предприятие, успешно выводящее деньги — до следующего банкротства. Многочисленные банкротства МУП и ФГУП в ЖКХ — важнейшая причина огромной накопленной задолженности в секторе, а заодно и в электроэнергетике — совокупный объем долгов составляет около 1 трлн (!) рублей.
Предлагаемый главой ФАС вариант со сменой формы собственности унитарного предприятия на акционерное общество лишь частично решает проблему — только в случае, если новая коммерческая структура действительно приобретет собственника, не аффилированного с местной властью. Однако верится в это с трудом. Более кардинальное решение проблемы неэффективности унитарных предприятий — введение субсидиарной ответственности муниципалитетов, регионов и федерации по долгам унитарных предприятий либо возможность реальной смены собственников инфраструктуры, управляемой МУП.