Провалившись более чем наполовину с докризисного максимума 2012 года, российский рынок новых легковых автомобилей закончил прошлый год на отметке 1,25 млн единиц — это пятый в Европе и 12-й в мире результат, между Испанией и Италией. Тем не менее, согласно всем прогнозам, восстановление рынка начнется уже в текущем году. А в 2020-м, согласно свежему аналитическому отчету компании Ernst & Young, объем продаж новых легковых машин в нашей стране может достичь 2 млн единиц.
Конечно, к таким прогнозам надо относиться с осторожностью. Фактически они исходят из двух предпосылок: возврата к медленному росту экономики в целом и доходов населения в частности, а также факта сохраняющегося существенного отставания нашей страны по уровню автомобилизации населения (358 машин на 1000 человек тысячу взрослого населения) от Западной Европы (в среднем 615 машин на 1000 человек) и Северной Америки (776). Однако это слишком общие соображения для расчета конкретной траектории будущей динамики рынка. Сегодня можно лишь с грустной ухмылкой перечитывать прогнозы той же Ernst & Young 2013 года, представлявшим собой, по сути, экстраполяцию темпов расширения рынка 2010–2012 годов с выходом к 2016 году на объем продаж в 3,6 млн машин. По факту вышло втрое меньше. Понятно, что прилетел крымско-нефтяной черный лебедь, но кто сказал, что мы застрахованы от новых визитов этой неприятной птицы?
Констатирующая же часть доклада Ernst & Young содержит массу любопытной информации. Средний возраст легкового автопарка нашей страны существенно не изменился за последние четыре года и составляет внушительные 12 лет (около 10 лет для иномарок и порядка 16 для отечественных машин). Не останавливался и в кризисные годы процесс неуклонного увеличения рыночной доли «русских иномарок» в совокупных продажах. Локализованные иномарки в прошлом году составили уже 57% продаж в физическом выражении против 45% в 2013 году.
К сожалению, мы не можем пока похвастаться экспортной экспансией сделанных в России автомобилей. Поставки на внешние рынки упали со 133 тыс. штук в 2014 году до 100 тыс. в 2015-м и порядка 66 тыс. единиц по предварительной оценке за прошлый год. Основными причинами сокращения экспорта автоконцернами стали снижение покупательной способности населения в странах СНГ и введение утилизационного сбора в Казахстане в 2016 году, что привело к существенному удорожанию российских машин на казахстанском рынке. Тем не менее Минпромторг делает большую ставку на развитие различных форм господдержки автомобильного экспорта в ближайшие годы. Государство намерено довести экспорт легковых автомобилей уже к 2020 году до 200–300 тыс. штук. Сегодня эти цифры представляются просто нереальными.