Индийский эндшпиль

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
6 марта 2017, 00:00

Политика тотальной диверсификации при закупках новой военной техники, проводимая Дели, не оставляет России шансов сохранить доминирующее положение на индийском рынке вооружений. Но при удачном стечении обстоятельств мы вполне можем остаться там одним из лидеров

Министр обороны Индии Манохар Паррикар уверен, что его стране до 2030 года потребуется около 400 новых истребителей и порядка 1000 новых вертолетов

Амбиции индийских властей, провозгласивших курс на военное лидерство своей страны в Азии, еще лет пять назад не вызывали ничего, кроме сдержанных ухмылок западных аналитиков. Но сейчас от скепсиса не осталось и следа, а былое высокомерие Запада чудесным образом трансформировалось в желание партнерства с Индией практически по всем направлениям военно-технического сотрудничества (ВТС). И понятно почему. Уже сейчас Индия занимает третье место в мире после Китая и США по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Ее экономика в последнее время растет примерно на 7–8% в год. Это самые высокие темпы роста среди всех ведущих азиатских государств.

Индия никуда не денется
Аналитическая компания Stratfor, считающаяся рупором амеиканского ВПК, распространила доклад, в котором предрекла «стремительное ослабление позиций России на рынке вооружений Индии»
Алексей Хазбиев
читать ...

Но куда важнее, что Индия уже несколько лет подряд ежегодно увеличивает свои расходы на оборону на 10–11% в номинальном выражении. По итогам прошлого года суммарный военный бюджет Индии превысил 50 млрд долларов, страна заняла четвертое место в мире, обогнав не только Россию, но и Саудовскую Аравию. Это невиданное достижение, особенно если вспомнить, что еще два десятилетия назад Индия не входила даже в первую десятку, а ее военный бюджет был примерно таким же, как у Испании. Более того, если верить прогнозам Jane’s Defence, то уже через два года Индия прочно закрепится в тройке стран-лидеров с самими крупными оборонными расходами, а ее военный бюджет вплотную приблизятся к 60 млрд долларов.

Доля России на индийском рынке вооружений по итогам поставок 2008-2015 годах составила 52% 20-02.jpg
Доля России на индийском рынке вооружений по итогам поставок 2008-2015 годах составила 52%

Впрочем, здесь нельзя не отметить, что стремительное увеличение военного бюджета до последнего времени практически не влияло на капитальные расходы минобороны Индии. Эти расходы и есть так называемый закупочный бюджет, из которого финансируется приобретение новой военной техники, в том числе импортной. Но вот он-то, вопреки распространенному заблуждению, в последнее время не рос, а в отдельные годы даже сокращался, причем по отдельным позициям весьма значительно. Например, в текущем финансовом году, который заканчивается в марте, расходы по статье «крупные закупки» снизились почти на 10%, с 11,6 до 10,5 млрд долларов. Больше всего от этого пострадали ВМС и ВВС Индии, у которых падение расходов по этой статье превысило 12%. Однако в самой Индии такой спад склонны считать скорее недоразумением, и в ближайшее время ситуация будет исправлена. Как заявил министр финансов страны Арун Джейтили, уже в следующем финансовом году закупочный бюджет минобороны Индии планируется увеличить сразу на 8%, до 13 млрд долларов.

Правда, теперь в него впервые решено включить расходы на НИОКР и финансирование оборонных предприятий. Так что непосредственно на закупки новых вооружений в этот раз, как и в прошлые годы, будет потрачено порядка 11,5–12 млрд долларов. Тем не менее уже сейчас есть все основания полагать, что ассигнования на закупки новых вооружений индийскими военными в обозримой перспективе будут только увеличиваться, хотя и весьма скромными темпами — порядка 5% в год. Буквально на днях на авиасалоне в Бангалоре министр обороны Индии Манохар Паррикар прямо заявил, что его страна до 2030 года намерена закупить в общей сложности 400 новых истребителей и порядка 1000 новых вертолетов. На эти цели будет потрачено не менее 50 млрд долларов. А вся программа переоснащения индийских вооруженных сил, включающая в себя приобретение нескольких десятков кораблей средней и дальней океанской зоны, в том числе нового авианосца, подводных лодок, систем ПВО и разнообразной ракетной техники, оценивается в нынешних ценах почти в 230 млрд долларов. Это очень лакомый кусок, за который развернулась ожесточенная борьба между крупнейшими мировыми производителями вооружений. Но Россия в этой драке уже не выглядит безоговорочным фаворитом, как еще несколько лет назад.

Реальный закупочный бюджет Минобороны Индии составляет лишь пятую часть от суммарных военных расходов этой страны  и практически не растет 20-03.jpg
Реальный закупочный бюджет Минобороны Индии составляет лишь пятую часть от суммарных военных расходов этой страны и практически не растет

Завышенная самооценка

Главы предприятий нашего ВПК долгое время искренне верили, что многолетнее стратегическое партнерство Москвы и Дели едва ли не гарантирует нам тотальное доминирование на местном оружейном рынке. Но эта иллюзия мгновенно исчезла, когда стало ясно, что в целом ряде сегментов Россия не способна эффективно конкурировать с ведущими западными производителями, причем не столько по цене, сколько по техническим характеристикам, качеству и срокам поставки. Это привело к тому, что несколько лет назад наша страна проиграла подряд сразу три крупных индийских тендера — на поставку легких многофункциональных истребителей, а также ударных и тяжелых вертолетов. Но это еще не всё. Российская оборонка не смогла предложить индийцам ни новые военно-транспортные самолеты, ни самолеты-заправщики, которые отвечали бы требованиям местных ВВС.

Первая партия этих истребителей поступит на вооружение индийских ВВС в 2019 году, а последняя — в 2022 году 20-04.jpg
Первая партия этих истребителей поступит на вооружение индийских ВВС в 2019 году, а последняя — в 2022 году

Эти конкурсы и вовсе прошли без нашего участия. Однако надлежащих выводов из этих провалов российские оружейники так и не сделали. Более того, череда проигранных тендеров воспринималась в Москве скорее как неизбежная дань стартовавшей в Индии политики диверсификации зарубежных поставщиков. Действительно, еще несколько лет назад Индия резко активизировала военные связи с Францией, США и Израилем, а в последнее время и с производителями вооружений из Японии и Южной Кореи. Таким образом, сегодня на индийском рынке в той или иной степени присутствуют все ведущие мировые производители военной техники за исключением Китая, который по политическим причинам в принципе не подходит на эту роль. Но сам по себе этот факт еще не гарантировал западным производителям многомиллиардных контрактов, если бы не устойчивое, а подчас и просто маниакальное желание индийских военных такие контракты во что бы то ни стало заключить.

«Мощнейший рост индийской экономики породил у местных элит эйфорию, которая трансформировалась в стремление покупать самые дорогие и технически сложные вооружения, подчеркивающие статус их обладателя, — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко. — Никакого рационального объяснения здесь быть не может. Это просто результат завышенной оценки собственных возможностей, поскольку количество таких вооружений из-за их непомерной стоимости в любом случае будет ограничено». За последние несколько лет только у американцев Индия приобрела 13 средних военно-транспортных самолетов C-130J Super Hercules, 10 тяжелых С-17А и еще дюжину противолодочных самолетов P-81. Все вместе это обошлось индийским военным более чем в 6,1 млрд долларов. Еще порядка 3,5 млрд долларов Индия потратит на покупку у США 22 ударных вертолетов Apache и 15 транспортных вертолетов Chinook — соответствующие контракты уже подписаны. Но самой дорогой и одновременно самой скандальной оказалось сделка c Францией по приобретению легких истребителей Rafale. Именно Rafale победил семь лет назад в тендере The Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA) на организацию производства в Индии и последующую поставку в общей сложности 126 самолетов на 22 млрд долларов. Но потом контракт усох почти втрое, главным образом потому, что производитель самолетов — Dassault Aviation — отказался передавать Индии критически важные технологии и гарантировать качество сборки истребителей на предприятиях индийской корпорации HAL. В конечном итоге Париж и Дели после долгих препирательств заключили простой договор поставки, в соответствии с которым Франция обязалась передать Индии 36 Rafale за 8 млрд евро. Первая партия этих истребителей поступит на вооружение индийских ВВС в 2019 году, а последняя — в 2022 году.

Заметим, что приобретение трех эскадрилий Rafale не способно решить глобальных военных задач, поставленных индийским минобороны перед ВВС страны. Не секрет, что, проводя тендер MMRCA, индийские военные рассчитывали резко нарастить боевые возможности своих ВВС, увеличить количество эскадрилий в их парке с 34 до 45. Это позволило бы Индии компенсировать нарастающее количественное и появляющееся качественное превосходство своего главного стратегического соперника — Китая. Но теперь очевидно, что ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), которые в самое ближайшее время начнут получать закупленные в России истребители Су-35, а также самолеты пятого поколения собственного производства, индийцам будет уже не догнать, по крайней мере в обозримой перспективе. Более того, нельзя исключать и того, что в недалеком будущем под вопросом окажется тотальное военное превосходство индийских вооруженных сил над их вечным противником — Пакистаном.

Многочисленные закупки дорогостоящих западных вооружений изрядно истощили закупочный бюджет минобороны Индии, что не могло не сказаться на объемах ее военно-технического сотрудничества с Россией. Как заявил заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский, в прошлом году наша страна подписала с Индией контракты на поставку военной техники на сумму около 2 млрд долларов. При этом общий портфель индийских заказов на российскую продукцию военного назначения ненамного превысил 4,5 млрд долларов. Это всего около 16% всех экспортных заказов нашего оружия, и это беспрецедентно мало. Например, еще три-четыре года назад Россия поставляла в Индию различного оружия почти на 4,7 млрд долларов в год. А доля этой страны в структуре всего российского военного экспорта уверенно держалась на уровне 25–30%. Правда, в «Рособоронэкспорте» заявляют, что портфель индийских заказов в самое ближайшее время значительно увеличится. И для этого действительно есть веские предпосылки.

Программа модернизации всего парка Су-30МКИ, стоящих на вооружении ВВС Индии, потребует порядка 7 млрд долларов 20-05.jpg
Программа модернизации всего парка Су-30МКИ, стоящих на вооружении ВВС Индии, потребует порядка 7 млрд долларов

Последние миллиарды

Еще в октябре прошлого года в ходе встречи на Гоа президента России Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди наши страны заключили сразу несколько межправительственных соглашений, предполагающих продажу Индии различной военной техники на общую сумму порядка 10 млрд долларов. Во-первых, это новейшие системы ПВО С-400 «Триумф». Планируется, что Индия может получить от четырех до шести дивизионов С-400. Правда, пока не определена ни сумма сделки, ни количество комплексов. «Говорить об этом преждевременно, так как сейчас ведутся контрактные переговоры», — заявил замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Владимир Дрожжов. При этом чиновник особо подчеркнул, что в этом году поставок систем ПВО в Индии, скорее всего, ждать не стоит. Во-вторых, это фрегаты проекта 11356. Уже решено, что Индия закупит у нас два таких корабля, а еще два мы должны будем построить на индийских верфях.

Все они будут оснащены морскими газотурбинными двигателями украинского производства, которые Индия самостоятельно приобретет у николаевского предприятия «Зоря-Машпроект». На калининградском заводе «Янтарь» в разной степени готовности сейчас находятся два фрегата — «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», которые должны были пополнить боевой состав Черноморского флота. Но из-за отказа Украины поставлять нам для них свои двигатели эти корабли могли превратиться в дорогой металлолом. А после подписания контрактов заложенные фрегаты скорее всего будут достроены, переименованы и переданы индийским ВМС. В-третьих, Индия решила закупить у нас в общей сложности две сотни легких вертолетов Ка-226. В соответствии с межправительственным соглашением первые 40 машин будут собраны в России, а оставшиеся 160 — на совместном предприятии в Индии. «Если все будет хорошо, то первые поставки начнутся уже в нынешнем году», — сообщил директор «Ростеха» по международному сотрудничеству Виктор Кладов. Точная сумма вертолетного контракта неизвестна, но она вряд ли превысит 1 млрд долларов.

Расходы на оборону ведущих государств мира в 2016 году 20-06.jpg
Расходы на оборону ведущих государств мира в 2016 году

Наконец, уже после саммита на Гоа стало известно, что Индия приняла принципиальное решение продлить лицензию на производство танков Т-90, выпустив в общей сложности еще 464 машины, а также приобрести у нас новую партию из 48 вертолетов Ми-17. Стоимость этих контрактов оценивается в 3,5 млрд долларов. По словам Сергея Гореславского, вертолетный контракт уже согласован и будет подписан в ближайшие месяцы. А буквально на днях на авиасалоне Aero India в Бангалоре глава корпорации HAL Шри Суварну Раджу заявил, что в ближайшие три месяца с Россией должен быть подписан контракт на модернизацию всего парка истребителей Су-30, стоящих на вооружении индийских ВВС. А это почти 270 самолетов. Предполагается, что индийские истребители получат новые комплексы бортового радиоэлектронного оборудования и новые двигатели АЛ-41Ф, которые сейчас устанавливается на самолеты Су-35. Кроме того, в состав вооружения Су-30 будет интегрирована авиационная версия сверхзвуковой крылатой ракеты Brahmos, испытания которой идут полным ходом. По расчетам индийцев, модернизация всего парка Су-30 может занять до десяти лет и обойдется примерно в 7 млрд долларов, включая расходы на закупку ракет. Таким образом, с высокой долей вероятности можно утверждать, что портфель индийских заказов на российское оружие в ближайшей перспективе увеличится примерно на 20 млрд долларов. Это обеспечит России гарантированные поставки оружия в объеме порядка 2 млрд долларов в год, что примерно соответствует нынешнему уровню нашего ВТС. Но это, пожалуй, все, что может получить Россия от индийских партнеров в ближайшее десятилетие.

Чужая игра

Все остальные крупные российско-индийские проекты в сфере ВТС либо не продвигаются, либо вовсе прекращены. Широко разрекламированная программа совместного создания истребителя пятого поколения FGFA буксует вот уже почти три года. Глава ОАК Юрий Слюсрь в интервью журналистам «Ленты.ру», честно признался, что в программе FGFA пока нет продвижения, но ведется обсуждение условий дальнейшей работы. Первый этап эскизного проектирования нового самолета наши страны завершили еще в 2014 году, но к полноценным опытно-конструкторским работам так и не приступили. Индию не устраивает, что этот самолет до сих пор не получил новую силовую установку, способную обеспечивать сверхзвуковой крейсерский режим полета. В Объединенной двигателестроительной корпорации обещают сделать ее только к концу нынешнего года, после чего двигателю предстоит пройти масштабную программу испытаний, которая может затянуться на несколько лет. Но индийцев это, похоже, не очень-то вдохновляет. Как заявил начальник штаба ВВС Индии главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа, индийская версия этого самолета, который ранее обозначался как FGFA, сейчас имеет название PMF (Prospective Multirole Fighter), но ей по-прежнему занимаются HAL и «Рособоронэкспорт». «В настоящее время объем полномасштабных НИОКР находится на стадии рассмотрения. В правительстве сформирован комитет для всестороннего изучения программы PMF, который должен сделать доклад министерству обороны, где он также пройдет экспертизу с выработкой окончательного варианта», — сообщил главный маршал индийских ВВС. Иными словами, если эта программа и возобновится, то уж точно не в ближайшие годы. Хотя в долгосрочной перспективе шансы на ее реанимацию довольно велики. Чего нельзя сказать о проекте среднего транспортного самолета МТА. Этот лайнер наши страны начали проектировать еще десять лет назад, но дальше эскиза дело не продвинулось. И это при том, что Индия неоднократно выражала готовность создать территориально распределенное КБ и закупить в общей сложности до 40 самолетов. Еще 160 таких лайнеров предполагалось продать Минобороны России. Но сейчас руководство HAL впервые публично объявило, что этот проект умер.

Весьма призрачны наши шансы и на победу в новых тендерах, которые минобороны Индии планирует объявить в ближайшее время. Известно, что самый крупный из них — на поставку 200 легких однодвигательных истребителей — оценивается почти в 10 млрд долларов. Но таких самолетов у нас нет. Поэтому уже сейчас можно утверждать, что этот заказ достанется либо F-16 block 70 производства Lockheed Martin, либо шведской машине JAS-39E Gripen, которую делает Saab. Кстати, обе корпорации уже модифицировали свои самолеты для палубного базирования. И это имеет принципиальное значение. Не секрет, что Индия уже вовсю занята созданием нового авианосца «Вишал», который может быть спущен на воду в середине или в конце следующего десятилетия. Причем этот корабль изначально проектируется по классической схеме, не предполагающей наличия стартового трамплина. Его должна заменить паровая, а при удачном стечении обстоятельств электромагнитная катапульта. Сейчас технологией создания таких катапульт обладают только США. И если американцы поделятся с Индией этими разработками, то и вся авиационная группа, базирующаяся на авианосце, будет исключительно американского производства. Тем не менее в РСК МиГ не оставляют надежд продать ВМС Индии средний двухдвигательный истребитель МиГ-35, только что начавший программу испытаний. Теоретически, если будет создана палубная версия этого самолета, Индия может рассмотреть возможность их закупки для замены корабельных МиГ-29К, которые сейчас эксплуатируются на авианосце «Викрамадитья», а в будущем будут эксплуатироваться и на авианосце «Викрант». Но проблема в том, что ВМС Индии уже полностью сформировали все авиагруппы для этих кораблей и новые самолеты им можно будет продать только по схеме trade-in. Но даже в этом случае РСК МиГ придется немало поработать над совершенствованием МиГ-35, в частности модифицировать сильно дымящие двигатели. Напомним, что МиГ-35 десять лет назад проиграл в тендере французскому Rafale, в том числе из-за своих двигателей, которые оставляют слишком сильный инверсионный след, что является дополнительным демаскирующим признаком, который особенно раздражал индийцев. Все это означает только одно: наше сотрудничество с Индией по линии ВТС вышло на максимально возможный уровень. А раз так, то и ожидать каких-то всплесков здесь больше не стоит. На растущем индийском рынке вооружений Россия, по крайней мере в обозримой перспективе, останется лидером, но ее доля постепенно будет снижаться. Если в 2008–2015 годах, по оценкам ЦАМТО, наша страна контролировала 53,4% индийского рынка, то в 2016–2019 годах доля России снизится примерно до 37%.