Винодельня «Юбилейная» договорилась с компанией «Ладога Дистрибьюшн» об эксклюзивном распространении своих премиальных вин линейки «Селект» по всей территории России (кроме Краснодарского края и Республики Адыгея). Контракт подписан на ближайшие пять лет с последующей пролонгацией. Планируемый объем продаж на 2017–2019 годы — 1,4 млн бутылок в год, в дальнейшем — не менее 1,65 млн бутылок в год. Стоимость одной бутылки в рознице не должна превышать 400 рублей.
Важная особенность: в проекте будут участвовать только моносепажные (односортовые) вина, произведенные на основе винограда отечественной селекции. Всего будет использовано девять автохтонных (местных) сортов винограда: «амурский Потапенко», «виорика», «достойный», «кристалл», «рубин Голодриги», «первенец Магарача», 40 лет Октября, «цитрон цюрупинский» и «голубок». Пока что ассортиментный портфель «Ладоги» пополнили лишь первые четыре наименования, и они уже поступают в магазины.
Важно и то, что вина новой премиальной линейки «Селект» будут сухими. «Это не типично для российского винного рынка, — объясняет президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Как правило, сегодня даже качественные производители, представляя свои коллекции, могут похвастаться лишь 30 процентами сухих вин, остальные 70 процентов — полусладкие. “Юбилейная” берется за повышение общего уровня культуры пития, потому что во всем мире более взыскательные потребители предпочитают сухие вина».
Казалось бы, что такого: производитель вина договорился с дистрибутором о продаже своей продукции. Но для российского рынка это значимое событие. По оценкам, сегодня в отрасли работают до 120 винных компаний. Среди них высококачественных российских игроков (имеющих современные технологии производства и специалистов, контролирующих качество всего процесса производства, имеющих дистрибуцию и т. д.) чуть более двух десятков, в основном их хозяйства расположены на Юге России. Самые известные из крупных компаний — «Кубань-вино», «Фанагория». Популярностью у потребителей пользуются и небольшие предприятия — «Вина Ведерников», «Шато ле Гран Восток», «Гай-Кодзор», «Усадьба Перовских». Становятся все более популярными имена крымских виноделов — «Балаклава», «Массандра» и др. Однако мы пока не можем сказать, что на рынке есть ведущий производитель, который способен обеспечить потребителей качественным и недорогим вином. Именно в этом и состоит амбиция винодельни «Юбилейная», которая в прошлом году в неформальном рейтинге отечественных виноделов стала «открытием года». «Если эти ребята реализуют все, что задумали, они всех на рынке “сделают”» — так охарактеризовал «открытие года» один из винных экспертов.
Свое вино интереснее
Всего отечественный рынок вина составляет примерно 950 млн бутылок. Из них рынок премиальных вин — до 100 млн бутылок, а на долю высококачественных российских виноделов приходится всего 12–15 млн. Таким образом, если «Ладога» и «Юбилейная» осуществят свои планы, новая винная линейка «Селект» сможет занять до 10% рынка качественного отечественного вина.
Нынешняя конъюнктура алкогольного рынка — прежде всего ужесточения в сфере крепких спиртных напитков — такова, что крупные дистрибуторы начинают проявлять интерес к слабому алкоголю. Пока что контракт между «Ладогой» и «Юбилейной» один из первых, когда крупный российский водочный дистрибутор берет на распространение продукцию отечественной винной компании.
Президент «Ладоги» Вениамин Грабар поначалу сам планировал приобрести виноградники и заняться производством вин и лишь позднее стал обращать внимание на уже имеющихся виноделов. «После трех лет настойчивого поиска хорошей земли — не имеющей обременений и пригодной к виноделию — я понял, что проще договориться с тем, у кого это все есть. В итоге мы поставили цель найти себе в портфель достойных российских винных производителей. Провели много встреч, но ни с кем не могли договориться: либо нас не устраивало соотношение цена–качество, либо это были совсем мелкие “шатошки”», — объясняет Грабар.
И вот такие партнеры наконец нашлись. По словам президента винодельни «Юбилейная» Асланбия Нагого, «Ладога» присматривалась к «Юбилейной» не менее двух лет, подойдя к подписанию контракта очень серьезно. «Мы возлагаем на этот проект большие надежды, ведь “Ладога”, продавая новую линейку “Селект”, будет способствовать продвижению и остальных наших вин», — говорит г-н Нагой.
Сейчас «Ладога» закрыла в своем портфеле позицию по российскому вину и в ближайшее время не планирует новых покупок. «Мы крупная компания, поэтому нам был интересен проект, который хорошо встроится в нашу логистику, структуру сбыта, маркетингового продвижения. Мы нашли, что искали, и теперь хотим получить понятный финансовый результат», — говорит Вениамин Грабар. По его расчетам, ежегодная выручка от реализации продукции «Юбилейной» составит для «Ладоги» 300–450 млн рублей.
В перспективе, если нынешний проект понравится потребителям, «Юбилейная» станет выпускать для дистрибуции «Ладоги» и другие винные коллекции. По словам генерального директора «Юбилейной» Сергея Дубовика, его предприятия уже сейчас работает над ассамбляжами из гибридных сортов винограда и в дальнейшем смогут предложить для реализации игристые вина.
Сначала имидж, потом объемы
«Для производства качественного вина требуются три составляющие — инвестиции, технологии и люди. Еще недавно мы не слышали о винах Нового Света, но сейчас качественной продукцией из Австралии, ЮАР, Чили уже никого не удивишь. Теперь и у нас появляются виноделы, готовые вкладываться в свои проекты», — говорит директор по импорту компании «Ладога» Дмитрий Журкин.
В «Юбилейной» же к инвестициям явно отнеслись ответственно. «В ходе переговоров мы были на разных винных предприятиях, но когда попали к нашим сегодняшним партнерам, то реально были шокированы — ощущение, что находишься не в Краснодарском крае, а в лучших хозяйствах Франции, где у виноделов есть деньги. При этом здесь все новое, как с иголочки. Мы очень хорошо разбираемся в этом бизнесе и знаем, какой титанический труд за этим стоит. И это не только деньги, но и профессионализм», — говорит директор по развитию компании «Ладога» Дмитрий Исаченков. «Когда же мы увидели качество виноградников, то всё для себя решили», — подытоживает Вениамин Грабар.
Хвалят винодельню «Юбилейная» и эксперты. «Для меня эта компания стала своего рода открытием, — отмечает глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян. — Когда в ходе винного тура я оказался рядом с предприятиями “Юбилейной”, то даже не собирался туда заезжать, не верил, что там может быть хорошо. Однако я подтверждаю, что продукция на высоком уровне, а отпускные цены весьма разумные». Что касается нового проекта, то г-н Саркисян называет его амбициозным и смелым, учитывая, что «Юбилейная» ориентируется не на популярные сорта винограда, а на местные.
Винодельня «Юбилейная» — новый проект на российском рынке. Вернее, это объединение трех прежних краснодарских хозяйств, которые обрели второе дыхание с приходом нового владельца — Асланбия Нагого. Первые виноградники он приобрел шесть лет назад, второе производственное предприятие «Запорожское» взял с торгов в 2014 году, спустя год выкупил еще агрофирму «Кубань». Совокупный объем вложений в приобретение хозяйств, обновление завода и закладку виноградников составил 2,2 млрд рублей.
Прежде всего в компании сменили название. «Основное наше предприятие, которое исторически существует с 1966 года, называлось “Запорожское”, — вспоминает г-н Нагой. — Сначала мы решили это название сохранить. Однако, посетив крупную винную выставку, мы услышали много нареканий от деловых партнеров. Конечно, как производителям нам бы хотелось отделять политику от действительности, но так не получается. У многих “Запорожская” ассоциируется не со станицей, где расположено предприятие, а с Украиной. Учитывая сегодняшние разногласия между странами, реакция потребителей на нашу продукцию может быть негативной. В результате мы остановились на том, чтобы назвать винодельню “Юбилейная” — по названию поселка, где расположены наши первые виноградники.
Асланбий Нагой уже определился со стратегией развития предприятия: «В ближайшие годы мы не ставим задачи стать первыми по объемам, хотя наши производственные мощности позволяют нам занять лидирующие позиции. Сейчас мы работаем на имидж предприятия, нам гораздо важнее заслужить высокую потребительскую оценку. Акцент ставим на качественную продукцию по доступным ценам, в производстве отдаем предпочтение сухим винам». Заметим, что не так много винодельческих предприятий в стране сегодня могут что-то сказать о своей стратегии развития — большинство из них продолжает делать ставку на максимальную урожайность винограда и старые технологии производства вина, единственная цель которых — достижение сладковатого вкуса вина.
Поскольку задача «Юбилейной» состоит не только в том, чтобы предложить россиянам вино хорошего качества, но и сделать его доступным по цене, в компании намерены добиться максимальной эффективности бизнеса. Прежде всего г-н Нагой начал выстраивать бизнес с полной вертикальной интеграцией: от посадки винограда до розлива готовой продукции. Следующее, что сделали в «Юбилейной», — разобрались с виноградниками. В собственности компании находится порядка 5000 тыс. га земли, из которых половина уже задействована под посадками (для сравнения: площади земель компании «Кубань-вино», имеющей самое большое количество виноградников в стране, занимают более 6000 тыс. га, см. таблицу). С 2011 года в «Юбилейной» было перезаложено 700 га, используются передовые технологии выращивания винограда — новые шпалеры, разного рода кордоны и проч. Ежегодно под закладку готовятся от 100 до 200 га. Виноградники, которые считаются неэффективными (а это ниже 6000 тонн с гектара), подводятся под перевооружение. Сейчас здесь стремятся к тому, чтобы средняя урожайность винограда была выше среднероссийских показателей (10 тонн/га) и сопоставима с показателями ведущих западных хозяйств (15 тонн/га). Выход вина с одного гектара в «Юбилейной» — порядка 10 тыс. бутылок. Следовательно, в настоящее время компания, опираясь на собственный виноград, может произвести до 25 млн бутылок, что ставит ее в один ряд со вторым винным игроком Краснодарского края — компанией «Фанагория», которая из собственного виноматериала производит более 20 млн бутылок в год.
В наследство от предыдущих хозяев «Юбилейной» достался и завод, требующий серьезной модернизации. Первое вино в количестве 360 тыс. бутылок было выпущено всего три года назад, еще на старом оборудовании. Однако в прошлом году завод технически переоснастили и разлили уже 1,6 млн бутылок. В 2017 году руководство предприятия приняло решение произвести 6 млн бутылок. Пока что производственные мощности винодельни рассчитаны на переработку 10 тыс. тонн винограда (10 млн бутылок) в год.
В компании обращают внимание, что инвестиции прежде всего были вложены в производственные блоки, влияющие на качественные показатели. «Это уже совсем другие прессы, современный формат переработки, есть возможность быстро перестраивать технологические процессы в зависимости от желаемых результатов — например, направлять перспективную белую мезгу на длительную холодную выдержку, что улучшает вкус вина», — комментирует Сергей Дубовик.
«Юбилейная» — крупный поставщик виноматериалов и в другие винные компании — в Крым, в европейскую часть России. «Работая в подобном режиме, мы пока что экспериментируем с форматами. Мы никуда не торопимся и создаем качественный продукт. Наша задача на ближайшие два-три года — завоевать доверие потребителей. Если мы сумеем удержать качество на постоянном высоком уровне, то в дальнейшем сделаем шаг в сторону увеличения собственного продукции», — говорит Асланбий Нагой. В его планах — расширить производство до 50 млн бутылок в год, а затем выпускать и по 100 млн бутылок вина ежегодно.
В автохтонной стилистике
Впрочем, инвестиции и оснащение предприятий инновационными технологиями — далеко не главное в винном бизнесе. Большое значение имеют люди, их менталитет, направленный на четкое соблюдение технологий, достижение качественного результата. В отрасли катастрофически не хватает современных управленцев. «Персонала у нас достаточно для обслуживания виноградников и завода, но руководитель, который занимается всем технологическим процессом от выращивания винограда до изобретения и розлива вина, должен быть один. Иначе, как на кухне, где сталкиваются несколько хозяек, ничего доброго не получится. Мы поставили руководить всеми предприятиями Сергея Дубовика, он же и энолог, и технолог, и винодел, и менеджер во всех лицах. Нагрузка на него колоссальная, но отлично справляется. Ему 35 лет — время, когда хочется творить и творить», — говорит Асланбий Нагой.
С момента возникновения «Юбилейной» Дубовик создает свои авторские вина. «Некоторые из сортов, которые сегодня представляет наша винодельня, выращивают и в других хозяйствах, но все делают вина по-разному. Посмотрите на сорт “виорика”, из которого мы делаем сухое белое вино. Его можно откровенно испортить, превратив из белого в желтое, с оттенками кожицы, перетертой косточки. А можно, наоборот, показать его свежесть, ровную, минеральную стилистику. Сорт имеет низкую кислотность, которую мы убираем в два этапа. Когда вино достигает сахаристости 16 процентов, вино становится легкое, питкое, а при сахаристости 23–24 процента раскрываются медовые, цветочные ноты».
Но Дубовик не только романтик, но и строгий менеджер. «Если я вижу, что какая-то позиция не продается, то снимаю ее с производства. Моя задача — сформировать правильный пакет, чтобы не было пересечений в портфелях дистрибуторов. У нас нет своего отдела продаж. Если завод уйдет в маркетинг, то нам придется снижать цены, потеряем качество, а мы хотим производить достойный продукт».
В качестве доказательства Сергей Дубовик подчеркивает, что все бутылки в его коллекциях одинаковы по качеству — от первой до последней. «Мы не играем в игры с качеством. Некоторые производители на своих этикетках пишут диапазон крепости, например, при розливе вина стараясь попасть в диапазон от 10 до 13 градусов. В итоге такую продукцию трудно контролировать как по объему, так и по качеству. Мы же используем конкретную крепость — 13,2 или 12,8, пишем конкретный ассамбляж. Когда он заканчивается, мы не производим новую аналогичную партию. Таким образом, наши потребители не могут сказать, что какая-то партия была лучше предыдущей. Допустим, если с одного сорта винограда можно собрать урожай на 140 тысяч бутылок, то больше их уже не будет», — говорит он.
Одно из главных преимуществ (и в то же время рыночных рисков) «Юбилейной» — в ней производятся вина из винограда местных сортов. С одной стороны, интерес, который возник у Сергея Дубовика к сортам винограда отечественной селекции, не случаен: автохтоны более устойчивы к морозам, разного рода вредителям, болезням. С другой стороны, местные сорта имеют ярко выраженную гастрономическую специфику, а российские потребители уже привыкли к винам из сортов международной классификации и изменить их предпочтения будет сложно.