Жизнь и судьба Иисуса - человека

Александр Механик
обозреватель «Монокль»
13 марта 2017, 00:00

Пол Верховен анализирует Священное писание как ученый и режиссер и пытается объяснить проблемы, возникающие у современного человека при его чтении

Тут нет ошибки. Автор этой книги, посвященной Иисусу, действительно Пол Верховен — знаменитый голландский кинорежиссер и сценарист, снявший несколько фильмов, вошедших в историю современного кино. Например, «Основной инстинкт». Но, как выясняется, всю жизнь он интересовался Иисусом и историей его земной жизни: «Меня всегда завораживал Иисус, еще с детских лет, не знаю почему». И с 1985 года Верховен — участник «Иисусова семинара», организованного группой протестантских теологов для обсуждения спорных проблем Священного писания. Вначале Верховен думал снять фильм об Иисусе, но постепенно тема увлекла его уже как исследователя, и это увлечение завершилось изданием книги, которую можно считать итогом уже тридцатилетних размышлений.

Как пишет Верховен, «я попробовал взглянуть на Новый Завет глазами драматурга. Мне это показалось подходящим способом определить, какие детали, перестановки, метафоры и сюжетные линии использованы в нем для построения драматургической композиции <…> и поскольку я кинорежиссер, то я руководствовался еще одним необычным критерием, чтобы определить, что в евангелиях правда, а что неправда. Если у меня нет никакой возможности представить описываемые в них события как реальные, тогда я не поверю, что эти события случились на самом деле». И уж точно никаких чудес и сверхъестественных событий — ни непорочного зачатия, ни хождения по воде, ни воскрешения. Ничего, что противоречит научным критериям. Если эти сюжеты и рассматриваются, то только на предмет их естественного объяснения. «Я смотрю на Иисуса как на человека. Я не вижу в нем “сына Бога”».

Отсюда ясно, что книга эта не для тех, кто свято верит в каждое слово Нового Завета, кто не готов услышать критических замечаний в адрес его текстов и рассказанных там историй. Это взгляд скорее даже не драматурга, а ученого-историка, исследующего события, описанные в евангелиях. «Я не сомневаюсь в том, что Иисус жил на свете <…> Нам также известно, что римляне осудили его на смерть, а именно в годы правления императора Тиберия <…> Все остальное — предмет дискуссии… В своей книге я постараюсь всему рассказанному об Иисусе вернуть пропорции повседневной жизни». И в этом своем стремлении Верховен не только перетолковывает историю Иисуса и его поступков, но и переставляет события его жизни в последовательность, которая кажется ему более логичной, напоминая, что все евангелисты жили спустя много лет после смерти Иисуса и пользовались источниками, которые нам уже неизвестны, но наличие которых признается в настоящее время и историками, и различными христианскими конфессиями.

Конечно, у российского читателя возникает вопрос, как такой взгляд согласуется с посещением семинара протестантских теологов, но дело в том, что протестантская теология значительно свободнее в своих толкованиях, чем католическая и православная.

Но в своем анализе Веховен обращается не только к Новому Завету, не только к сочинениям теологов, но и к трудам историков и апокрифам. А также к историческим параллелям, в которых видит возможность объяснения тех или иных поступков и обстоятельств. Например, он выстраивает параллель между судьбой Иисуса и судьбой Че Гевары. «Че возвышает утопию марксизма, Иисус — утопию Царства Божьего. Че был врачом, Иисус, собственно говоря, тоже: изгнание демонов действовало как исцеление. В конечном счете оба были преданы, арестованы и в течение суток казнены. Иисус казнен римлянами в сотрудничестве с иудейскими начальниками, Че — боливианскими военными в сотрудничестве с римлянами нашего времени — американцами». Может, кого-то это сравнение смутит, но Верховен оправдывает себя, вспоминая фильм Пазолини «Евангелие от Матфея», в котором история Иисуса была подана «под марксистским углом зрения». Напомним, что в этом фильме Иисус восходит на Голгофу под звуки российской революционной песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

Верховен усматривает в жизни Иисуса три этапа. Первый — следование за Иоанном Крестителем. Второй — проповедование Царства Божьего. И третий — проповедь искупления грехов человеческих своей неизбежной смертью.

Крещенный Иоанном и следовавший за ним какое-то время, Иисус, по мысли Верховена, подкрепляемой им ссылками на историков, евангелия и некоторых теологов, затем и сам стал крестить и проповедовать свое видение веры, что вызвало ревность у других учеников Иоанна и у него самого. И только смерть пророка развязала этот узел.

Второй этап — проповедование Царства Божьего, считает Верховен, связан с обретением Иисусом, после искушения в пустыне, которое стало для него временем переосмысления своего пути и предназначения, веры в то, что еще при жизни его поколения на Земле воцарится Царство Божие. «С этого времени Иисус начал проповедовать: “Покайтесь, потому что Небесное Царство уже близко!» (Матф. 4:17)».

Однако последующие события убедили Иисуса, что все не так оптимистично. Его самого и его соратников преследовали и убивали. Именно так толкует Верховен смерть Лазаря. Как писал известный историк-библеист, которого цитирует Верховен, Иисус, «поставленный перед стеной непроницаемого небесного безмолвия <…> вынужден был теперь признать, что Царство Божие может утвердиться только с помощью вооруженной борьбы». Он стал революционером, что обрекало его на неизбежное преследование и смерть. Каждый сам решает, соглашаться ли с Верховеном, в работе которого еще много необычных поворотов. Но тем, кто интересуется историей Иисуса и не боится впасть от чтения в ересь, стоит прочесть эту книгу.

 

Верховен П. (в сотрудничестве с Р. ван Схеерсом). Иисус из Назарета. — М.: Весь мир, 2017. — 304 с. Тираж 1500 экз.