В январе и феврале Восточный комитет германской экономики и Российско-германская внешнеторговая палата (РГВТП) провели среди работающих в России немецких бизнесменов опрос, посвященный местному деловому климату. Результаты оказались весьма показательными. Подавляющее большинство респондентов верят в позитивное развитие российской экономики, несмотря на санкции; более того, 90% выступают за их отмену. Несмотря на суровый политический климат, экономический здравый смысл берет верх. Германия в прошлом году удвоила объем прямых инвестиций в Россию, на подходе сразу несколько знаковых проектов.
Неожиданный оптимизм
Результаты опроса немецких бизнесменов выглядят весьма неожиданно. По уровню оптимизма в отношении российской экономики немцы заметно опережают многих российских чиновников. И не сказать даже, что оптимизм этот обусловлен незнанием предмета, ведь все они работают именно на российском рынке. Более того, на ответы мало повлияла текущая неопределенная международная ситуация, когда находящаяся под постоянным давлением как республиканцев, так и демократов, администрация нового американского президента Дональда Трампа вместо ожидавшихся шагов навстречу Москве, напротив, может пойти на усиление конфронтации.
Всего в опросе приняли участие 190 компаний, представляющих самый широкий спектр отраслей немецкой экономики. Из них 22% относились к сфере машиностроения, 10% — к сфере консалтинга, по 8% представляли сельское хозяйство и пищевую промышленность, оптовую и розничную торговлю, по 7% — химическую и автомобильную промышленность. Опрошенные компании в общей сложности имеют в России более 122 тыс. работников и примерно 3,5 млн работников во всех странах. Их оборот составил в 2015 году 29 млрд евро в РФ и почти 887 млрд евро — во всем мире. Предметом опроса, как сообщил представитель РГВТП, были «условия инвестирования на местах, актуальная оценка результатов коммерческой деятельности компаний и их ожидания относительно будущего развития конъюнктуры и бизнеса, а также экономические санкции и их перспективы».
Итак, лишь 29% компаний отметили ухудшение бизнес-климата в России в 2016 году. Характерно, что в прошлогоднем опросе (по итогам 2015 года) таких было 94%. Почти половина респондентов (48%) оценили развитие бизнес-климата за этот период как относительно положительное или даже положительное. А ведь в прошлогоднем опросе такое мнение высказал лишь 1% респондентов! Негативно или скорее негативно оценили изменение бизнес-климата 29% опрошенных. Оценка собственного положения в бизнесе по сравнению с прошлым годом значительно улучшилась: более трети компаний характеризует ситуацию со своим бизнесом в России как хорошую или очень хорошую — это вдвое больше, чем в прошлогоднем опросе (16%). За последние два года с российского рынка ушли почти 800 компаний, их число сократилось до 5237. Но те, кто остался, теперь видят здесь больше возможностей. «Более чем двухгодичный конъюнктурный спад и период экономических затруднений близится к концу, российская экономика выходит из депрессии, — сообщил, комментируя результаты опроса, заместитель председателя правления Восточного комитета германской экономики Клаус Шефер, — большинство немецких компаний остались на российском рынке, поверив в его оживление».
Прогнозы на 2017 год можно назвать весьма радужными. Лишь 7% опрошенных компаний ожидают в 2017 году негативного или относительно негативного развития ситуации в российской экономике, тогда как год назад 82% респондентов пессимистически оценивали перспективы на предстоящий год. Напротив, 68% рассчитывают на развитие позитивных трендов (годом ранее — лишь 2%). Соответственно, 63% немецких компаний надеются в 2017 году на рост оборотов в их российском бизнесе, причем в диапазоне до 25%.
«Экономический подъем в России способствует оживлению немецкого экспорта, — комментирует Клаус Шефер. — В общей сложности в 2017 году мы рассчитываем на рост немецкого экспорта в Россию как минимум на пять процентов». После драматического спада в 2014 и 2015 годах начиная с лета 2016-го наметилась стабилизация объема германского экспорта в Россию, сообщают в РГВТП. В 2016 году он составил 21,6 млрд евро, что всего на 0,3% меньше, чем в 2015-м. Более половины опрошенных ожидают в 2017 году стабильного уровня экспортных поставок, а еще 40% рассчитывают на их рост.
Не удивительно, что треть немецких компаний также намерена инвестировать в Россию в текущем году, а 40% собираются увеличить численность персонала в РФ. «В 2016 году немецкие компании вложили в российский рынок почти два миллиарда евро, на 2017 год запланированы дальнейшие инвестиционные проекты. Готовность немецкого бизнеса к налаживанию производства в России по-прежнему высока», — считает председатель РГВТП Маттиас Шепп.
Хотя немцы, конечно же, остаются реалистами и хорошо чувствуют политическую конъюнктуру, здравый смысл в бизнес-среде преобладает. «Россия как экономический партнер почти перестала существовать для германской экономики, объем экспорта с 2013 года снизился почти вдвое», — констатирует грустные факты заместитель генерального директора Объединения торгово-промышленных палат Германии Фолькер Трайер. Абсолютное большинство опрошенных компаний (91%) выступают за немедленную или поэтапную отмену экономических санкций против России. При этом, конечно, почти все респонденты сходятся в том, что 2017 год вряд ли принесет какие-либо позитивные изменения. Лишь 29% опрошенных рассчитывают на смягчение санкций уже в текущем году. Более половины компаний ожидают, что санкции будут ослаблены только в 2018-м. Пятая часть респондентов исходит из того, что санкции сохранятся и дальше. Избрание новой американской администрации не стало для немецкого бизнеса однозначным позитивным сигналом. Улучшения отношений между Россией и США ожидают менее половины опрошенных (48%), тогда как 43% вовсе не рассчитывают на то, что отношения в ближайшее время улучшатся, а порядка 10% участников опроса даже опасаются роста конфронтации.
Германия вырывается вперед
Похоже, в силу исторических причин именно немцы первыми поняли, что российская экономика в перспективе довольно быстро выкарабкается из ямы, в которую ее загнали сначала опустившиеся цены на нефть, а потом западные санкции. Уже в 2015 году (первый полноценный «санкционный» год) был отмечен существенный рост объема прямых зарубежных инвестиций, число проектов выросло со 121 до 205 (максимум за пять лет). И лидером здесь впервые оказалась именно Германия. Число запущенных немцами проектов по сравнению с 2014 годом увеличилось с 11 до 36, число вновь созданных рабочих мест — с 350 до 2000. Объем прямых инвестиций из ФРГ в Россию в 2015 году вырос по сравнению с 2012-м (год с минимальным объемом инвестиций) втрое, до 1,78 млрд евро. Таким образом, фактически был достигнут уровень крайне благополучного 2010 года, когда, вспомним, цены на нефть держались на уровне 80 долларов за баррель.
В 2016-м эта тенденция еще больше укрепилась. Только за первую половину года немецкие фирмы, по данным Bundesbank, направили в Россию 1,73 млрд евро прямых инвестиций (последние доступные данные). То есть почти столько же, сколько за весь 2015-й. Только за один первый квартал 2016 года сумма превысила миллиард евро. Как ни парадоксально, положительную роль здесь сыграло политическое противостояние России и Запада. «Немецкие компании в результате российской политики импортозамещения были вынуждены увеличить глубину производства в России, иначе они потеряли бы свою долю на рынке», — поясняют в РГВТП.
Одновременно следует отметить и своевременные шаги российского правительства, которое подталкивает инвесторов к локализации производства не только «кнутом», но и «пряником». В соответствии с принятым в декабре 2014 года законом, если компания планирует вложить не менее 750 млн рублей (11,5 млн долларов) в новое предприятие в России и обязуется находиться в стране в течение десяти лет, эти инвестиции получают особые налоговые льготы (специальный инвестиционный контракт — СПИК). Первой немецкой компанией, которая пришла в Россию на таких условиях, стал производитель комбайнов Claas. Более того, государство возмещает российским фермерам, которые приобретают комбайны Claas, 25% их стоимости. Кроме того, в прошлом году Минпромторг договорился с представителями немецких бизнес-ассоциаций о том, что все инвестпроекты будут вестись «персонально» — с тем, чтобы оперативно решать любые возникающие проблемы.
В ходе последнего опроса немецкого бизнеса о состоянии делового климата в России из 63 компаний, планирующих в текущем году инвестировать средства в РФ, 49 указали размер инвестиций: в сумме они составляют 301 млн евро. Основные регионы инвестактивности — Москва и Санкт-Петербург, однако реализация нескольких новых проектов планируется также в Самаре, Краснодаре и Татарстане. Опрошенные компании по-прежнему считают наиболее перспективными отраслями в России сельское хозяйство и пищевую промышленность (65% респондентов) по причине господдержки в условиях контрсанкций и обеспечения продовольственной безопасности страны. На втором месте машиностроение (36%) и лишь на третьем — энергетика (электроэнергия, нефть и газ; в сумме 31%). Далее следуют химия, информационные технологии и транспорт (22–28%). Как отмечают организаторы опроса, по сравнению с прошлым годом утратила свои позиции отрасль информационных технологий и телекоммуникации, которая в 2016 году располагалась на втором месте.
И «мерседесы» тоже
В середине прошлого года произошло знаковое событие: немецкий концерн Daimler AG после полутора лет переговоров наконец определился с местом строительства завода в России, выбрав Московскую область. Теперь наряду с другими немецкими автомарками будет локализовано производство и знаменитых машин Mercedes-Benz. Интересно, что к такому решению немецкого автопроизводителя тоже фактически подтолкнули российские власти. Дело в том, что в 2014 году Daimler AG потерял возможность участвовать в тендерах на госзакупки автомобилей (участвовать в них имеют право лишь производители, подписавшие соглашение о промсборке). Немецкий автогигант также пошел по пути подписания СПИК, что предоставит ему льготный налоговый режим. В Подмосковье планируется ежегодно собирать порядка 25 тыс. автомобилей, на заводе может быть налажена сборка пяти легковых моделей — S, E, GLE, GLS, A. Объем инвестиций в предприятие может составить, по мнению экспертов, 200–300 млн евро.
Сделка с Daimler, в силу известности бренда, привлекла пристальное внимание СМИ. Но это лишь одна из многих крупных инвестсделок с участием немецких компаний, которые были согласованы в последнее время. Например, уже упомянутый производитель сельхозмашин из земли Северный Рейн-Вестфалия Claas инвестировал 120 млн евро в новый завод в Краснодаре. Прошлый год, первый для завода после расширения, принес впечатляющие результаты: выпуск комбайнов увеличился в полтора раза, тракторов — на треть. Сейчас на заводе производится девять различных моделей тракторов и девять моделей комбайнов. Потенциально производственные линии предприятия в Краснодаре могут сегодня обеспечить выпуск до 2000–2500 единиц техники в год. Отметим, что, согласно данным ассоциации «Росагромаш», за первую половину 2016 года в России всего было выпущено около 950 тракторов и 2600 зерноуборочных комбайнов. Другими словами, это проект национального масштаба.
Продовольственные антисанкции заставили задуматься о локализации производства и немецкую молочную компанию DMK (Deutsches Milchkontor GmbH), которая до эмбарго поставляла на российский рынок порядка 20 тыс. тонн сыра в год. У компании есть планы скупки местных компаний. Кроме того, недавно представители DMK встречались с руководством Воронежской области и обсуждали проект строительства в регионе завода по производству детского питания и мороженого. Как отмечает немецкая газета Welt am Sonntag, можно понять немецкие компании, пытающиеся обойти продуктовое эмбарго: «В 2013 году они поставили в РФ 52 тысячи тонн молока, молочной продукции, яиц и меда, а в 2015-м — всего семь тысяч». Воронежская область в качестве производственной площадки привлекла немецкого производителя и из другой области — фармацевтики: компания Bionorica намерена уже в текущем году запустить здесь свое производство и инвестирует в регион 30 млн евро. Этот шаг объясняется тем, что до введения антисанкций почти четверть ежегодного оборота Bionorica в 244 млн евро обеспечивал российский рынок.
Другой свежий пример переноса в Россию сложного производства — открытие в сентябре 2016 года предприятия немецкого концерна OBO Bettermann, специализирующегося на производстве электротехнических изделий. Завод, общая площадь которого составляет 20 тыс. квадратных метров, разместился в особой экономической зоне «Липецк». Предприятие будет специализироваться на производстве изделий для электромонтажа — кабеленесущих систем, систем молниезащиты и крепежных материалов; оно рассчитано на 200 рабочих мест. При этом проектная мощность комплекса — до 5000 тонн металлопроката в год.
Всего на создание предприятия немецкий инвестор потратил более двух миллиардов рублей. Руководство Bettermann рассчитывает, что уже через пять лет доля российского рынка в продажах вырастет с 4 до 15%. Интересно, что немцы планируют и экспорт продукции в Китай. В планах немецкого концерна — открытие еще одного завода в ОЭЗ «Липецк». Интересно, что первоначально его предполагалось построить в Румынии, но, сравнив все условия, руководство Bettermann остановило свой выбор все-таки на России.
В прошлом году открыла свое производство в России и компания Wilo, производитель насосов из Дортмунда. Инвестиции в проект в подмосковном Ногинске составили 35 млн евро. Wilo производит насосные системы для отопительной и климатической техники, а также для водоснабжения и водоотведения. «Россия — очень привлекательный для нас рынок в ближайшие десятилетия, — заявил Йенс Даллендерфер, генеральный директор Wilo Rus и член правления РГВТП. — Для нас этот завод станет площадкой для экспорта продукции в экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока и в страны Евразийского экономического союза, в который помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия». Российский завод будет производить 70 тыс. насосов и насосных систем в год, к 2020 году планируется увеличить его мощность до 110 тыс. единиц продукции. На предприятии создано 400 рабочих мест.
Приход новых немецких компаний во многом обусловлен прочным присутствием в России гигантов бизнеса из Германии, которые так или иначе являются определенным ориентиром. Это, например, концерн Siemens, который работает в нашей стране в самых разных отраслях, от энергетики и телекоммуникаций до транспорта, запуская один проект за другим. В феврале 2017-го Siemens открыл в рамках партнерства с РЖД центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. Он должен обеспечить безаварийную и бесперебойную эксплуатацию поездов. Новый центр создан на базе моторвагонного депо «Подмосковная», где сегодня осуществляется диагностика и обслуживание 33 электропоездов «Ласточка», которые используются на Московском центральном кольце.
Отметим, что Российско-германская внешнеторговая палата сегодня целенаправленно продвигает среди немецких компаний идею локализации производства в России. Так, в ноябре прошлого года по инициативе палаты в Дюссельдорфе прошел инвестиционный форум «Развитие производства в России: Возможности для представителей немецкого среднего бизнеса». На форуме обсуждались правовые аспекты локализации производства, а российские индустриальные парки представили свои производственные площадки, ориентируясь на особенности немецкого малого и среднего бизнеса. Кроме того, представители немецких компаний, таких как Siemens, DMG Mori и Merck, которые уже разместили производство в России, поделились своим опытом — как успешным, так и не очень.
Работа над ошибками
Одной их целей опроса о состоянии делового климата было узнать, какие факторы оказывают негативное воздействие на деятельность немецкого бизнеса в России. Два года назад на круглом столе, прошедшем в рамках Московского экономического форума, немецкие компании наперебой жаловались на различные проблемы. Среди них преобладала «скрытая коррупция» — например, длительные сроки согласования проектов и меняющиеся нормативы. Кроме того, речь шла о невозможности найти в России нормальных поставщиков комплектующих, которые могли бы изготовить в нормальном качестве не только первую партию и зафиксировать отпускные цены на определенном уровне. Серьезной проблемой была и высокая стоимость заемных денег, которая делала маловероятным развитие проектов локализации производства тех же самых комплектующих.
Характерно, что для участников нынешнего опроса РГВТП на первом месте оказалась именно макроэкономика, а не что-то еще. Другими словами, в случае улучшения экономической ситуации особых сомнений в необходимости расширения своей деятельности на российском рынке у немцев не будет, несмотря на сохраняющиеся политические противоречия Кремля с Западом. В качестве наиболее сильно действующих на текущий момент отрицательных факторов 60% респондентов назвали инфляцию и обменные курсы, а также конъюнктуру. Порядка 40% компаний жалуются на санкции и бюрократические процедуры, примерно 35% испытывают проблемы с финансированием. Менее трети респондентов волновали такие пункты, как коррупция, импортозамещение, протекционизм, кадры, таможенный кодекс и т. д.
Тем не менее основным объектом приложения своих лоббистских усилий ВТП видит сегодня именно достижение возможности добиться для немецких компаний равных условий конкуренции на рынке. «Понятно, что страна с таким большим потенциалом, как Россия, стремится к развитию отдельных отраслей экономики. Но эти стремления не должны сопровождаться протекционистскими мерами: немецкий бизнес должен иметь право играть на равных с российским по таким же прозрачным правилам — в таком случае от немецких инвестиций и технологий выиграют и российские партнеры», — говорит глава РГВТП Маттиас Шепп.
Отдельный пункт в опросе о деловом климате был отведен именно «протекционизму» властей. Главным камнем преткновения, конечно же, оказались тендеры на госзакупки. Здесь видят ограничение свободной конкуренции почти 40% представленных в России немецких компаний. С другой стороны, почти столько же респондентов заявили, что вообще не сталкивались на российском рынке ни с какими протекционистскими ограничениями. Это, честно говоря, впечатляющий результат.
Весьма интересно было также узнать мнение немецкого бизнеса о возможностях сотрудничества ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Напомним, что нынешний конфликт России и Запада, результатом которого и стало введение экономических санкций, а потом и контрсанкций, начался из-за попыток заполучить в один из двух указанных торговых блоков украинский рынок. Другими словами, европейские политики и бизнес во многом воспринимали ЕАЭС как своего прямого конкурента на постсоветском пространстве. Надо сказать, что сегодня их точка зрения меняется. Немцы, похоже, осознали, что у России есть свои экономические интересы в странах бывшего СССР, с которыми необходимо считаться. ЕАЭС хотя и не обрел еще физическую реальность для работающего на российском рынке немецкого бизнеса (73% респондентов пока никак не сталкивались с этой структурой), так или иначе становится элементом, который необходимо учитывать при выстраивании стратегии на будущее. Более 70% опрошенных хотели бы строить сотрудничество с ЕАЭС в сфере внешней торговли, 60% — согласовывать нормы и стандарты, а 50% — даже обсуждать безвизовый режим.
Еще один важный итог опроса: у немцев выветрился страх «китайской угрозы», опасения, что конфликт с Западом станет причиной тотального экономического разворота Москвы в сторону Китая, который немедленно захватит весь рынок. Только 14% опрошенных компаний теперь опасаются, что российская экономика развернется в сторону Китая и Азии, тогда как два года назад эти опасения разделяла почти половина участников опроса. 18% опрошенных компаний считают, что ЕС будет и дальше ключевым экономическим партнером России. 59% участников опроса думают, что Китай и ЕС будут в экономическом смысле равноценны для России и не произойдет перекосов ни в одну сторону. «Несмотря на санкции, Евросоюз останется важнейшим российским экономическим партнером, и на этом нужно строить наши дальнейшие отношения», — уверен Клаус Шефер.