— Каковы главные признаки того, что российская экономика выходит из депрессии?
— О стабилизации российской экономики после сложных двух лет свидетельствует целый ряд объективных показателей. С одной стороны, это динамика роста ВВП. Из данных Росстата следует, что реальный ВВП в 2016 году сократился приблизительно на 0,2 процента. После падения на 2,8 процента в 2015 году это обнадеживающий тренд. На 2017-й независимые международные эксперты, аналитики Всемирного банка и МВФ, а также российские ведомства прогнозируют рост ВВП в диапазоне от 0,5 до 1,8 процента.
Кроме того, улучшилось восприятие делового климата самими участниками рынка, о чем свидетельствуют результаты последнего опроса в России, проведенного Российско-германской внешнеторговой палатой и Восточным комитетом германской экономики. В этом исследовании приняли участие 190 немецких компаний, имеющих бизнес на территории России. Их суммарный оборот составляет 29 миллиардов евро.
Так, в 2017 году 63 процента опрошенных немецких компаний ожидают роста своих оборотов на российском рынке. Их деловые настроения по сравнению с 2015 годом значительно улучшились: треть опрошенных охарактеризовали положение своего бизнеса как хорошее или очень хорошее, 46 процентов считают его удовлетворительным.
Улучшение экономических перспектив положительно отражается на готовности компаний нанимать новых работников: 40 процентов опрошенных собираются увеличить численность персонала.
Выросла и готовность немецких компаний к дальнейшим инвестициям в Россию: треть опрошенных компаний намерены в течение года вложиться в российский бизнес, а в прошлом году готовых инвестировать было значительно меньше — 23 процента. Из 63 компаний, планирующих в текущем году вкладывать средства в России, 49 указали и объем инвестиций — всего это 301 миллион евро.
— Помогли ли, на ваш взгляд, российскому бизнесу антисанкции, введенные российским правительством?
— Проводимая российским правительством политика импортозамещения действительно дает свои плоды. Доля производимых в России товаров и услуг за прошедшие два года значительно выросла, и российские производители от этого, безусловно, выиграли: в первую очередь это касается пищевой отрасли и сельского хозяйства.
С другой стороны, мы наблюдаем тренд, когда иностранные компании вынуждены увеличивать глубину производства в России, чтобы не потерять долю рынка. И те компании, которые локализовали производство в РФ, иногда сталкиваются с проблемой: их продукция не сразу получает статус российского производителя.
— Почему так происходит?
— Так происходит потому, что правила регулирования, в каких случаях продукт может считаться «сделанным в России», а в каких нет, на законодательном уровне определены недостаточно четко либо по-разному толкуются на региональном уровне. И это, безусловно, мешает, в первую очередь российскому бизнесу: потому что иностранная компания, локализовавшая производство в России, готовая предоставить свои ноу-хау, создающая новые рабочие места, повышающая уровень квалификации сотрудников и несущая социальную ответственность за них, — это и есть российский бизнес.
— Какие отрасли российской экономики в нынешнем году будут, по вашему мнению, наиболее перспективны для инвестиций?
— Одни из самых перспективных отраслей для инвестиций — сельское хозяйство и пищевая промышленность: по независимым оценкам, рост в них составляет пять процентов. Соответственно, одновременно растет и отрасль производства сельхозтехники: за первые девять месяцев 2016 года объем выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом вырос на 3,7 процента.
Эти цифры соответствуют ожиданиям немецкого бизнеса в России, который, как следует из нашего опроса по деловому климату, считает сельское хозяйство, машиностроение, энергетику и химию самыми перспективными отраслями для инвестиций: за первый–третий кварталы 2016 года российский химпром вырос по сравнению с предыдущим годом на 4,6 процента.
— Какие отрасли просели?
— Несколько досадно, что по сравнению с прошлым годом утратила свои позиции перспективная отрасль информационных технологий. В 2016 году она располагалась на втором месте по привлекательности инвестиций. Тем временем самыми неперспективными для вложений немецкие инвесторы считают отрасль здравоохранения, консалтинг и юридическую поддержку, а также сферу электротехники.
— Можно ли рассказать о действующем режиме санкций? Что он запрещает делать немецким компаниям, что разрешено?
— Чаще всего взаимные санкции касаются ограничений финансового рынка и товаров двойного назначения — то есть тех, которые можно использовать не только для гражданских, но и для военных целей. Как показывает практика, немецкий бизнес соблюдает санкционный режим и не выходит за его рамки, четко следуя букве закона.
— И что немецкий бизнес думает про сам институт санкций?
— По данным нашего последнего опроса, немецкие компании не строят иллюзий в отношении экономических санкций против России, введенных летом 2014 года Европейским союзом. Лишь 29 процентов опрошенных компаний рассчитывают на смягчение санкций в текущем году. Одновременно большая часть опрошенных приветствовала бы их отмену (91 процент). При этом половина из них выступает за немедленную отмену санкций, а 42 процента — за поэтапную, после реализации в полном объеме Минских соглашений.
— Какова торговая и инвестиционная динамика российско-германских отношений за последние два года? Каковы ожидания на этот год?
— После серьезного спада в 2014 и 2015 годах начиная с лета 2016 года наметилась стабилизация объемов германского экспорта в Россию: в 2016 году он составил 21,6 миллиарда евро, что всего на 0,3 процента ниже уровня 2015 года. Тем не менее ожидания у бизнеса довольно оптимистические: более половины опрошенных исходят из стабильного уровня экспортных поставок в 2017 году, 40 процентов делают ставку на рост экспорта в Россию.
Эти ожидания коррелируют с официальными цифрами: по данным Бундесбанка, немецкие компании в 2016 году вложили в российскую экономику почти два миллиарда евро — это едва ли не самый высокий показатель за все последние годы.
— Можно ли назвать конкретные инвестпроекты, реализация которых может начаться в этом году?
— Да, мы имеем подтверждения готовности немецких компаний к дальнейшим инвестициям. Готов обозначить несколько конкретных инвестиционных проектов. Например, компания Thyssenkrupp AG планирует вложить в этом году 150 миллионов евро в производство полимеров и пластмассы, а концерн Daimler AG заключил специнвестконтракт на четверть миллиарда евро по строительству завода Mercedes-Benz в Московской области.
— В какие российские регионы предпочитает вкладывать немецкий бизнес?
— Вообще, за последние два года немецкий бизнес вложил в Московскую область порядка 20 миллиардов рублей, в частности такие именитые немецкие компании, как Bosch, Henkel или Knauf. В общей сложности на территории области сейчас работают 200 немецких компаний, создавших более 3000 рабочих мест. Ссылаясь опять-таки на наш опрос по деловому климату, самыми популярными российскими регионами немцы считают Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.
— Приход к власти администрации Трампа вызвал волну внутриполитической борьбы в США, в результате которой позиция Запада в отношении России может еще более ужесточиться. Рассматривает ли немецкий бизнес такую перспективу? Как может выглядеть дальнейшее ужесточение санкций?
— Насколько шаткими оказались отношения между Россией и некоторой частью американской правящей элиты, стало понятно, когда Барак Обама продлил санкции до марта 2018 года, тем самым ограничив Дональду Трампу возможности для маневра еще до его официального вступления в должность.
Само избрание Трампа президентом было воспринято российской общественностью преимущественно положительно — в отличие от Германии, где к его кандидатуре настроены по-прежнему скептически. Как показывает опрос общественного мнения DeutschlandTrend немецкой телекомпании ARD, после избрания Трампа президентом уровень доверия к США в Германии упал до 37 процентов и приблизительно сравнялся с уровнем доверия к России. Иными словами, среднестатистический немец не до конца понимает, чего ожидать от внешней политики Соединенных Штатов под руководством Трампа.
Нет этого однозначного понимания и среди опрошенных немецких компаний. В том, что двусторонние отношения между Россией и США улучшатся, уверены чуть меньше половины. Почти столько же — 43 процента — не рассчитывают на их улучшение в ближайшее время. Одна десятая участников опроса даже опасаются их дальнейшего ухудшения. Тем не менее 57 процентов опрошенных немецких компаний считают, что шансы на ослабление санкций США при президенте Трампе есть.