— Как вы оцениваете состояние российской экономики сегодня? Какова стратегия работы компании на российском рынке?
— Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с состоянием рынка и экономики два-три года назад, то мы можем отметить, что она стала более стабильной. В некоторых отраслях уже наметился рост рынка.
На мой взгляд, бизнес адаптировался к существующим условиям, выработал определенные стратегии работы и реагирования на то, что происходит во внешней среде. Экономический кризис всех нас побудил искать новые возможности развития, и я могу сказать, что мы очень тесно сотрудничаем с нашими заказчиками, ведем постоянный диалог о том, как нам решить ту или иную задачу.
Около десяти лет назад мы сами изменили подход к работе в России, сделав ставку на создание здесь ряда производств. Еще тогда, тщательно проанализировав состояние российской экономики, оценив текущие и будущие потребности в различном оборудовании, мы пришли к выводу о необходимости локализации — как для покрытия внутреннего спроса, так и для экспорта. И эта стратегия не теряет актуальности. Развитие локальных производств в российских регионах, реализация новых возможностей, в том числе в рамках уже существующих контрактов с клиентами, продвижение цифровых технологий — основные направления, на которых мы будем фокусироваться в ближайшем будущем.
— Как начался 2017 год для Siemens в России? Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых для вашей компании проектах. Можно ли уже говорить о каких-либо промежуточных результатах?
— Для глобального Siemens 2017-й начался вполне успешно. По итогам первого квартала вырос оборот компании. В России же финансовые показатели мы обнародуем в конце года.
Если говорить о наиболее значимых проектах, то они касаются почти всех ключевых отраслей экономики, в которых мы работаем: промышленность, железнодорожное машиностроение, энергетика, автоматизация и информационные технологии.
В фокусе нашего бизнеса по-прежнему остаются проекты, связанные с железными дорогами. Это и производство подвижного состава, и его техническое обслуживание. Очень большое внимание мы уделяем сервису. В феврале 2017 года мы открыли уникальный центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. Он должен обеспечить безаварийную и бесперебойную эксплуатацию поездов. Новый центр создан на базе моторвагонного депо «Подмосковная», где сегодня осуществляется диагностика и сервисное обслуживание 33 электропоездов «Ласточка», которые используются на МЦК.
— В чем уникальность этого дата-центра и почему он открылся именно на базе депо «Подмосковная»?
— Инновационный центр обработки и анализа данных введен в эксплуатацию в рамках стратегического сотрудничества между ОАО РЖД и Siemens. Это очень перспективное направление, которое может стать хорошим дополнением к проекту РЖД как «Цифровая железная дорога». Депо «Подмосковная», открытое в 2015 году, — одна из самых современных сервисных площадок. Техническое обслуживание подвижного состава здесь ведется в режиме двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Несмотря на это, многие неполадки и аварийные ситуации можно спрогнозировать заранее. Для этого и создан дата-центр. Данные, поступающие в центр в режиме онлайн, будут анализироваться и передаваться сервисным инженерам. Таким образом, появляется возможность прогнозировать состояние узлов поезда, повышать степень готовности подвижного состава и инфраструктуры к эксплуатации, при этом оптимизировать эксплуатационные расходы и постепенно переходить к «сервису по состоянию».
Наша компания сейчас единственная в мире имеет подобные дата-центры в железнодорожной отрасли. Площадка, открытая в депо «Подмосковная», стала аналогом центра обработки данных в Мюнхене.
— В последнее время часто всплывает тема строительства ВСМ Москва—Казань. Сохраняет ли Siemens интерес к проекту?
— Компания заинтересована в участии в этом проекте. Продолжается работа в рамках ранее созданного консорциума «Немецкая инициатива» по ВСМ, который объединяет ряд фирм, занятых в сфере железнодорожного транспорта, строительства и финансов. Наша компания имеет богатый опыт реализации подобных железнодорожных проектов во многих странах.
Сегодня мы продолжаем переговоры с РЖД об участии в проекте ВСМ Москва—Казань. В рамках «Немецкой инициативы» мы готовы участвовать не только поставками железнодорожных решений и технологий, но и финансово. Мы также заинтересованы в локализации продукции наших технологий, и у нас есть необходимые производственные мощности для этого — совместное с группой «Синара» предприятие «Уральские локомотивы».
У Siemens также есть готовое решение в части подвижного состава, который мог бы использоваться на ВСМ Москва—Казань. Речь идет об обновленной версии «Сапсана», способной развивать скорость до 400 километров в час.
— Каковы сейчас тенденции в сфере энергетики?
— Современный энергетический рынок требует внедрения энергосистем, достаточно сложных с точки зрения технологий. Мы используем здесь свой многолетний опыт и знания, чтобы повысить ресурсоэффективность и безопасность энергетической инфраструктуры для российских партнеров.
Сейчас значительная часть генерирующего парка предприятий энергетического комплекса изношена (до 60 процентов оборудования уже выработало свой ресурс), а та часть инфраструктуры, которая базируется на старых паротурбинных агрегатах, имеет достаточно низкую эффективность. По мнению наших специалистов, цикл с использованием газа для генерации тепла и энергии — наиболее оптимальный и эффективный.
Производство современных газовых турбин локализовано в России. В 2015 году мы открыли завод «Сименс технологии газовых турбин», основная продукция которого — газовые турбины SGT5-2000E и SGT5-4000F мощностью 187 и 329 мегаватт соответственно. Помимо производства и поставки энергетических газовых турбин компания осуществляет разработку турбин, реализацию проектов и обслуживание оборудования.
Мы подсчитали, что в России за прошедшие десять лет 17 процентов установленной мощности ТЭС приходится на электростанции с турбинами Siemens.
— Как продвигается программа локализации вашего производства в России?
— Siemens самостоятельно или в тесном сотрудничестве с российскими партнерами уже создал в России десять современных предприятий, на которых занято около четырех тысяч специалистов. Наши производственные площадки расположены по всей стране: в Санкт-Петербурге работают «Сименс технологии газовых турбин» и «Сименс электропривод», под Екатеринбургом — «Уральские локомотивы», а в Воронеже организован кластер по производству электротехнического оборудования, где с нуля построен завод «Сименс трансформаторы». Здесь важно отметить, что в процессе создания производств формируется сеть российских предприятий-поставщиков, которая работает по международным стандартам качества. Показателен пример производства поездов «Ласточка». Планируется, что уровень локализации производимых на Урале поездов достигнет 80 процентов. К проекту подключено около 100 российских предприятий.
Сегодня компания Siemens сотрудничает в России более чем с 2200 российскими поставщиками, косвенно обеспечивая работой свыше 47 тысяч человек.
— На каких отраслях компания планирует сконцентрироваться в этом году?
— Мы активно развиваемся по всем основным направлениям бизнеса: железнодорожное машиностроение, энергетика, промышленность, дигитализация производства, в том числе в регионах. Сейчас мы сосредоточены на загрузке существующих производственных площадок. Это наш приоритет. Наибольший интерес, конечно, вызывают проекты, связанные с локализацией производства. Например, в конце прошлого года в Казани мы открыли производственную линию по сборке высокоточных датчиков давления Siemens.
В Уфе совместно с Башкирской электросетевой компанией продолжаем комплексную модернизацию сетевого хозяйства и впервые в России внедряем концепцию интеллектуальных сетей электроснабжения. Для переоснащения энергетических объектов применяется высокотехнологичное оборудование Siemens, сборочное производство которого уже локализовано в регионе.
В Санкт-Петербурге мы локализовали производство частотных преобразователей Sinamics S120 на нашем предприятии «Сименс электропривод», а в Чебоксарах планируем выпускать электротехническое оборудование для инфраструктуры общественного транспорта. Мы также открыли региональные представительства в Тюмени и Нижнем Новгороде по линии департаментов «цифровое производство» и «непрерывное производство и приводы». Если говорить о регионах, то нам очень интересно развитие бизнеса на Дальнем Востоке, мы сейчас активно изучаем этот регион.
— Как в вашей компании относятся к цифровизации производства?
— Мир стоит на пороге больших изменений: близится четвертая революция в промышленности, которую принято называть индустрией 4.0. Будущее за созданием полностью цифровых производств, и лидировать на рынке будет тот, кто использует информационные и цифровые технологии по всей цепочке добавленной стоимости. Именно поэтому в нашей компании выработана стратегия Digital Enterprise («Цифровое предприятие»). Здесь речь идет о выводе на рынок различных программных и аппаратных продуктов для полной дигитализации производственного процесса — создания цифрового двойника реального производства. К примеру, компания Siemens Industry Software реализует совместно с заказчиками проекты для виртуальных моделей, на базе которых в дальнейшем может производиться изделие на реальном оборудовании, но с гораздо меньшими затратами (финансовыми и временны́ми). Производство и тестирование прототипов тоже можно выполнить с минимальными затратами. Мы также активно внедряем свои разработки на наших собственных производствах. В качестве примера можно привести завод программируемых логических контроллеров (ПЛК) Simatic в Амберге (Германия). Это производство автоматизировано более чем на 75 процентов, качество выпускаемой продукции составляет 99,9988 процента, то есть не более 12 бракованных изделий на миллион произведенных! Для конструкторской разработки новых моделей ПЛК, планирования производства, управления цепочками поставок используются программные комплексы производства Siemens. Такие программы уже запущены в ЕС, США, Китае, Южной Корее.