Арктика останется белой

Вадим Пономарев
27 марта 2017, 00:00

Изменившееся отношение к Арктике и новые промышленные технологии позволят максимально сохранить экологическую целостность этого макрорегиона. И начать ликвидацию ранее нанесенного ущерба

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «НОРНИКЕЛЬ»

Многие по-прежнему воспринимают Арктику как гигантскую кладовую, из которой нужно извлечь как можно больше необходимых человечеству ресурсов. Однако даже эти люди признают, что в современной России лозунг «Нефть и газ любой ценой!», которые долгие годы определял отношение к Западной Сибири и Заполярью, уже не актуален. Затраты на природоохранные мероприятия военных, добывающих компаний, транспортников, осуществляющих свои проекты в арктической зоне, на порядок больше, чем у их предшественников в 1970–1980-е.

Технологический скачок

Социально-экономический эффект от третьей волны индустриализации российского Севера напрямую связан с уровнем применяемых здесь технологий. Что касается морской части этой волны — да, тут остаются вопросы. Но что касается проектов, осуществляемых на континентальной части российской Арктики, то «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Норникель» и другие российские компании уже неоднократно доказали, что разработанные и применяемые ими в Заполярье технологии не только эффективны, но и полностью экологически безопасны. «Никто в мире такого еще не делал!» — ликовал глава «Газпрома» Алексей Миллер на запуске первой очереди гигантского газового Бованенковского месторождения на Ямале. И уже тогда Бованенково стало одним из символов не только торжества российских технологий, но и нового отношения промышленников к Арктике, когда, например, нефтегазодобытчики полностью перекрывают движение на автодорогах, чтобы пропустить через них оленьи стада коренных северян.

В прошлом году «Газпром нефть» запустила арктический морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» для круглогодичной отгрузки нефти месторождения Новый Порт европейским потребителям. И здесь триумф технологий. Оборудование позволяет осуществлять бесперебойный налив танкера при температуре ниже минус 50 градусов по Цельсию и сильном ветре. Но даже при внезапном разрыве связки «танкер–терминал» попадание вредных загрязняющих веществ в акваторию Обской губы исключено.

Повышение уровня эффективности и экологичности технологий в цветной металлургии позволило «Норникелю» в 2016 году закрыть работавший с 1942 года в центре Норильска Никелевый завод, который ежегодно выбрасывал в атмосферу около 400 тыс. тонн диоксида серы. А запуск в канун 2017 года на Кольской ГМК одной из двух веток солевого стока никелевого рафинирования дал компании возможность еще на шаг приблизиться к оздоровлению водной экосистемы вблизи своих производственных мощностей в Мурманской области. В общей сложности «Норникель» выделит на модернизацию своих производств 800 млрд рублей до 2020 года. Из них 300 млрд будет направлено на реализацию экологических проектов компании на Таймырском и Кольском полуостровах.

Та же ситуация и на строительстве объектов «Ямал СПГ» и нового морского порта Сабетта. «Большинство видов птиц и млекопитающих селятся в непосредственной близости от уже работающих или строящихся объектов “Ямал СПГ”. Животные не воспринимают людей как угрозу. Во многом это объясняется высокой экологической культурой производства. Даже французские ученые, посетившие Сабетту и объекты «Ямал СПГ», были удивлены: каждый целлофановый пакетик на контроле, водители вездеходов не выходят в тундру без серьезной на то причины и разрешения», — отмечает заместитель директора Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Александр Соколов. Более того. «НоваТЭК» вместе с властями Ямала сейчас заканчивает строительство в поселке Харп на реке Собь крупнейшего в российской Арктике рыбоводного завода стоимостью 2 млрд рублей, рассчитанного на ежегодное разведение до 130 млн мальков муксуна, пеляди и чира. «Новую волну освоения ямальской Арктики без преувеличения можно назвать высокотехнологичной и экологически безопасной. В центрах нефтегазодобычи фиксируется уменьшение количества производственных отходов, сокращение вредных выбросов в атмосферу. Объективно такая тенденция — это следствие колоссальных вложений, использования новейших разработок и учета природных и социальных особенностей каждой территории», — убежден губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Генеральная уборка

В последние годы сдвинулось с места и решение проблемы ликвидации ущерба, накопленного в Арктике в период предыдущей волны освоения Севера. Точное количество отходов, разбросанных полвека назад в живописном беспорядке по тундре, неизвестно. Активисты ОНФ, например, не так давно по жалобе жителей Булунского улуса Якутии обследовали часть арктического побережья моря Лаптевых и обнаружили на месте заброшенных воинских частей более 6000 бочек с остатками ГСМ и свалку авиационной техники. По их мнению, в целом в арктической зоне Якутии сейчас сосредоточено около 5 млн тонн металлолома, на ликвидацию которого необходимо 62 млрд рублей. В других местах картина аналогичная.

Поскольку средств в государстве как всегда не хватает, то «арктическая уборка», естественно, началась с «фасадов». «Западный фасад» — это, конечно, архипелаг Новая Земля, в северной части которого с лета 2009 года располагается национальный парк «Русская Арктика». С 2012 по 2015 год с территории этого парка за счет федерального бюджета было вывезено 42 тыс. тонн бочек и остатков развалившихся строений, рекультивировано 340 га земли. В этом году, по словам исполняющего обязанности директора национального парка Александра Кирилова, работы будут возобновлены. Как сообщает правительство Архангельской области, в ближайшей перспективе планируется собрать и вывезти более 8000 тонн накопившегося мусора с островов Земли Франца-Иосифа.

Уборка «центрального фасада», по сути, началась с инициативы Дмитрия Кобылкина по очистке «всем миром» острова Белый в Карском море. Эта земля в свое время была сакральным местом для коренных северян, там располагались святилища главных духов-хранителей ямальских ненцев. Затем, в середине прошлого века, сюда тоже пришли военные, метеорологи и геологи, после которых остались сотни тонн ржавых бочек, искореженной техники и развалившихся строений.

За последние пять лет по зову властей Ямала на Белом поработали около 150 добровольцев не только со всей России, но и из Болгарии, Германии, Австрии, Израиля, Украины, Китая, Чили. За это время они очистили 70 га острова, собрали 1200 тонн металлолома, из которых 400 тонн уже вывезено на переработку (вырученные за металлолом деньги потом были отданы на лечение ямальских детей). Самое активное участие в этой работе приняли структуры «Газпрома», «Транснефти», «НоваТЭКа», «ЛУКойла», «Ямал СПГ», Total, «Ямалтрансстрой», «Мостострой-12», ГК «РусАльянс», ГК «Евракор», «Сибинтел-холдинг», «Нова», «Севернефтегазпром» и другие компании.

Еще восемь объектов накопленного экологического ущерба, например брошенная железнодорожная станция Чирча, свалки в Харпе, Пуровске и Надыме, было за последние четыре года ликвидированы на материковой части ЯНАО в рамках программы «Охрана окружающей среды». Общая масса вывезенных отходов при этом составила более 8000 тонн.

С этого года волонтеры при поддержке ямальских властей и нефтегазовых компаний направляются изучать загрязнение острова Вилькицкого. На Белом же открылся стационар для проведения научных исследований, который включен в каталог научных станций международной сети INТERACT и вполне может претендовать на статус международного. Там же, на Белом, установлена православная часовня и мемориальный комплекс, звон колоколов которого напоминает проходящим по Северному морскому пути судам о погибших в северных морях.

Активно подключились к работе по ликвидации накопленного в Заполярье ущерба и российские военные. По словам заместителя министра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, военнослужащие Минобороны собрали на архипелаге Новая Земля, островах Котельный и Врангеля, а также в Красноярском крае, 5800 тонн металлолома. Военные вывозят его оттуда не только собственными силами, но и фрахтуют гражданские суда. И к 2020 году российское Минобороны намерено полностью очистить от металлолома территории присутствия своих подразделений в Арктике.

Погружение вглубь

На самом деле ржавые бочки из-под ГСМ и кладбища разбитых самолетов — это лишь видимая часть гигантского айсберга ущерба, который был нанесен природе Заполярья в 60–80-е годы прошлого века.

Обследование, например, дна Кольского залива выявило, что там на площади более 3000 га лежат более 100 затонувших судов и сооружений и некоторые из них находятся в опасной для экологии Баренцева моря стадии. Но денег на их подъем пока нет. В ЯНАО только на полуострове Ямал региональные власти выявили 762 поисковые и разведочные скважины, которые с 1962 по 1995 год были пробурены для разведки углеводородов. В большинстве случаев на буровых площадках тогда своевременно не были выполнены даже примитивные природоохранные мероприятия. В результате места разработок до сих пор захламлены остатками бурового оборудования, автотракторной техники и прочими отходами. Общая площадь нарушенных земель при этом составляет около 1500 га, масса брошенных отходов — около 14 тыс. тонн.

Безусловно, нефтегазовые компании в последние годы тоже начали активно ликвидировать накопленные загрязнения, в том числе те, что были оставлены их предшественниками. «Мессояханефтегаз», например, за последние два года рекультивировал 14 площадок разведочных скважин, восстановив при этом почти 43 га земли. В 2017 году компания планирует сдать государственной комиссии еще 14 восстановленных площадок.

Однако более 700 брошенных разведочных скважин на Ямале — это фонд не нефтегазовых компаний, а государства. Эти скважины сейчас находятся в государственной собственности, а значит, должны быть «обезврежены» за счет федерального бюджета. Но денег в федеральном бюджете на их рекультивацию нет. И такая же ситуация в других арктических субъектах федерации, где полвека назад с помощью таких скважин искали нефть и газ. Поэтому возвращение российской Арктике белого цвета еще только начинаются.