Один из главных трендов, который нам подарил расцвет интернет-технологий, — использование удаленного управления и удаленного контроля для практически неограниченного круга операций. Вещь крайне эффективная. Лет пятнадцать назад известный бизнес-консультант Том Питерс в своей книге «WOW факторы» писал, что если десятилетия 1960–1980-х годов привели к колоссальному росту производственной эффективности и достигнут некий предел, то процессы, связанные с документооборотом, бухгалтерией, контролем явно неоптимальны и компании будут стараться снизить издержки на рядовые управленческие операции. И тут случился бум интернета, удаленные серверы, облачные технологии, которые дали возможность в очень многих процессах снижать затраты радикально: как за счет удаленного управления операциями, так и благодаря автоматизации контроля за ними. Именно на этом основана технология компании «Волгаресурс», которая предлагает транспортному рынку «банкомат для топлива» — автомобильную мобильную топливо-заправочную станцию АМТЗС.
«Волгаресурс» владеет небольшой нефтяной базой в Серпухове. Последние десять лет занимается развитием сети АЗС. Не имея возможности конкурировать с вертикально интегрированными компаниями (ВИНК), искала некое уникальное торговое предложение. Первое решение — автоматические АЗС — подсмотрели в Риме. И реализовали у себя. Автоматическая АЗС позволяет сильно экономить на персонале. Если обычная, небольшая АЗС требует для обслуживания восемь человек, а это как минимум 500 тыс. рублей в месяц, то для автоматической АЗС хватает двоих. Впрочем, обычная автоматическая АЗС для рынка не новость. Они на рынке есть давно, хотя доля таких заправок всего 5%. Однако «Волгаресурс» пошла несколько дальше — добавила к заправке терминал и сделала ее мобильной. В результате заправкой управляет удаленный оператор: он принимает и отпускает топливо, контролирует любой несанкционированный доступ. Например, кто просверлил дырки. Оператор, видя, что что-то идет не так, может вызвать полицию. Все операции, как и в банкомате, записываются, все имеют электронный след. Водитель подходит к АМТЗС с карточкой, вставляет ее, набирает ПИН-код и количество литров для заправки. Робот выдает ему это количество литров, и все записывается.
«Обычно где воруют? — говорит генеральный директор “Волгаресурс”» Юрий Федоров. — На смычке оператор—водитель. Мы специально купили радиостанции, которыми дальнобойщики пользуются, и на их волну вышли. Два самых главных вопроса: где обналичить талоны на бензин и сам бензин — все остальное лирика. На неавтоматической АЗС проконтролировать это невозможно. А наша система полностью исключает воровство на уровне водитель—оператор».
Для транспортных компаний манипуляции персонала с топливом — одна из серьезнейших проблем. «Мы установили свои АМТЗС одной дорожно-строительной компании, где, по словам руководства воровали примерно 20 процентов топлива. При совокупных расходах на топливо два миллиарда рублей в год, 20 процентов, то есть 400 миллионов, — это целое состояние. Впрочем, 20 процентов — это многовато. “Норму” я оцениваю в пять-десять процентов, но это тоже очень много», — поясняет Федоров. Благодаря автоматизации директор компании, установившей АМТЗС, при желании получает любой отчет день в день: сколько водитель залил, сколько топлива истратил. Обычно же отчеты делаются не чаще чем раз в месяц. Сменный отчет интегрирован с бухгалтерией и разносится автоматически.
Другая новация АМТЗС — сама установка компании-заказчику ничего не стоит. Стоимость самой простой АЗС — 20 млн рублей. А может стоить и 40, и 60 млн. Стоимость оборудования АМТЗС для «Волгаресурс» — 3 млн. Однако заказчику эта АМТСЗ устанавливается бесплатно и остается у него до конца договора аренды.
«Волга-ресурс» берет деньги исключительно за топливо. Его цена формируется в прямой привязке к мелкооптовой цене. «Мы покупаем бензин на бирже с ближайших заводов по самой низкой цене. Я сам лично покупаю. А цену для поставок на АМТЗС определяем как цену на Володарской нефтебазе, плюс транспортировка, плюс пять процентов», — рассказывает Юрий Федоров. Логика в том, что цена на Володарской ЛПДС считается на московском рынке индикативной — база принадлежит крупнейшему оператору региона. Стоимость транспортировки зависит от радиуса доставки — от 700 до 1000 рублей за тонну. Насколько принципиальна экономия для конечного заказчика, видно на графике. По оценкам компании, суммарная экономия составляет примерно 10%, если сравнивать с вариантом оптовой закупки топлива с АЗС, принадлежащих ВИНК. Как видно на графике, иногда разрыв бывает более существенным, хотя в компании утверждают, что важна не столько экономия, сколько абсолютная прозрачность ценообразования и отсутствие проблем у транспортировщиков — им не надо покупать топливо самим.
Эксперт: Как вы оцениваете масштаб рынка для топливных банкоматов?
Юрий Федоров: Мы ориентируемся только на Московскую и прилегающие к ней области и только на объем своей нефтебазы. Исходя из этого максимальное количество клиентов, которых мы можем обслужить, — 300 небольших компаний.
Эксперт: Вы хотите всю свою мощность переориентировать на то, чтобы продавать через АМТЗС?
Ю. Ф.: Да, это для нас очень современный аналог розницы. Здесь главное — центр управления. Вот сейчас мы с вами разговариваем, а там сидит всего одна девушка, управляет двадцатью объектами и заменяет двадцать человек. Все операции по отпуску, наличие топлива в каждом резервуаре, плотность, вид, я или заказчик могут посмотреть в режиме онлайн. Я на кнопку нажимаю, и у меня графическая и цифровая картина. Могу узнать, что в каждую минуту происходило с резервуаром. Это экономит кучу времени и денег.